Цель и задача в чем разница? отличие цели от задачи
Содержание:
- Пример, как писать цель реферата пошагово
- Особенности
- Как сформулировать проблему в курсовой работе
- Как написать задачи реферата
- Пилотажное исследование
- Как правильно и грамотно сформулировать цель и задачи написания курсовой работы
- АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
- Цель научного исследования
- Этапы исследования
- Определение цели и исследования
- Цели магистерской диссертации
- Как писать задачи?
- Гистограмма
- Выбор темы
- Методы вытекают из задач, а не задачи из методов!
- Методы вытекают из задач, а не задачи из методов!
- 2.1. Цель и задачи исследования
- Виды гипотез
Пример, как писать цель реферата пошагово
Рассмотрим этот процесс на примере темы «Методика исследования потухшего кратера». Цель данного исследования — кратко описать и обобщить наиболее успешные результаты исследований потухших кратеров. В формулировку цели заложено название темы. Собственно говоря, она и является объектом исследования.
Теперь поделим цель на подцели:
- провести анализ методик исследования потухших кратеров;
- описать наиболее успешные из них;
- дать подробное описание объекта исследования.
Цель любого сочинения или реферата – это всегда проблема, которую автор пытается решить при написании работы. Задачи, в свою очередь, являются шагами, при успешном прохождении которых, автор приходит к решению проблемы.
Для формулирования целей можно использовать следующие глаголы:
- изучить…
- исследовать…
- систематизировать…
- проанализировать…
- осветить…
- создать…
- изложить…
- обобщить…
- рассмотреть…
Если вы все-таки примите решение заказать работу у профессионалов, вы сможете легко и быстро узнать стоимость работы. Нет никаких сомнений, что хорошая работа – всегда на вес золота, однако наши цены доступны каждому.
Особенности
Проблема цели, задачи исследования заключается в том, что ее постановка и формулировка должны максимально точно отражать ту мысль, которую автор хочет донести своим трудом. Но на начальном этапе это крайне трудно сделать, потому ученые сперва формулируют гипотезу, которую выдвигают вначале как некоторый ориентир в своих поисках
На данном этапе чрезвычайно важно для исследователя представлять хотя бы примерно, что он хочет получить на выходе, в заключение своей работы. Цель – это как раз мысленный образ результат анализа той или иной проблемы, это конечный результат, совокупный итог, которого специалист хочет достичь в конце своей работы
Цель, задачи, объект и предмет исследования составляют костяк любой работы, и поэтому очень важно соотносить их друг с другом. В этом ряду важно определиться со средствами и путями для проведения анализа проблемы. Задача – это есть выбор автором методов и способов для наиболее оптимального решения главного вопроса.
Как сформулировать проблему в курсовой работе
Написать проблему в курсовой — несложная задача, если помнить о важных правилах:
формулировать проблему так, чтобы она исходила из существующей ситуации, которая не соответствует идеальным, желаемым условиям;
необходимо не только описывать проблему, но и показывать, почему она появилась;
уделять формулировке самой проблематики немного места – максимум пару предложений;
следить, чтобы проблема обозначала вопрос, требующий решения;
помнить, что проблема должна быть реалистичной и разрешимой, иначе ваше исследование зайдёт в тупик;
формулируя проблематику работы, важно учитывать последствия, которые могут иметь предложенные решения.
Предлагая решение проблемы, всегда думайте о последствиях
А чтобы было проще формулировать проблему в курсовой, можно использовать следующие речевые клише:
- проблема заключается в следующем…;
- при исследовании авторы выявили такую проблематику…;
- проблема изучения лежит в области…;
- в какой мере эта проблема воздействует…;
- проблема видится в следующих закономерностях…
Эти и другие фразы помогут студенту чётко обозначить проблему в своей работе и не ломать голову, подбирая необходимые слова.
Для усиления проблематики можно использовать статистические данные по теме, которые покажут всю сложность и актуальность вопроса.
Как написать задачи реферата
Когда студент приступает к написанию курсовой, дипломного проекта или любого другого исследования, он часто путает цели и задачи.
Формулировка целей начинается с глаголов: описать, проанализировать, обобщить, выявить, объяснить.
Содержание цели рекомендуется разбить на мелкие составляющие: задачи и подцели. В целом, для реферата будет достаточно сформулировать около 2-3 четких предложений. Последние позволяют конкретизировать ваши поиски в достижении целей. Вы можете отразить каждую задачу в отдельном параграфе.
Задачи – это подцели, которые должны быть конкретными.
При их обозначении рекомендуется использовать следующие глаголы:
- разработать…
- раскрыть…
- выявить…
- описать…
- определить…
- выделить…
Пилотажное исследование
Пилотаж (зондаж) – пробно-поисковый тип исследования, проводимое до основного и являющееся его упрощенной формой. Если предваряет тестирование – претест.
Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки основного исследования.
Цели:
· установление необходимого объема выборки
· уточнение содержание и количества вопросов анкет
· уточнение необходимого времени исследования
· уточнение гипотезы
· уточнение программы и методик исследования.
Требования:
- Для пилотажа и основного исследования брать разных но эквивалентных испытуемых (чтобы избежать эффекта привыкания)
- Включает все этапы исследования: вплоть до обработки и интерпретации данных.
Как правильно и грамотно сформулировать цель и задачи написания курсовой работы
Написание курсовой работы, как правило, начинается с объяснения актуальности выбранной темы и постановки цели выполнения работы. Затем студенту следует заняться определением задач, которые должны подробно раскрывать цель написания курсовой работы и соответствовать изучению выбранной темы. Важным моментов написанного введения считается определение цели и задач исследования, раскрывающих проблемы, на рассмотрение которых направлен процесс выполнения курсовой работы.
Цели и задачи подчеркивают актуальность и значимость выбранной темы. Следует обозначать цель курсовой работы в соответствие с ее темой, задачи нужно формировать на основе составленного содержания курсовой работы. Необходимо отметить, что между целью и задачами есть прямая взаимосвязь, а, следовательно, они дополняют друг друга в рамках выполнения студентом конкретного курсового проекта.
Цели написание курсового проекта:
Целью написания курсовой работы является решение проблемы или получение ответа на поставленный вопрос, который должен быть обозначен в актуальности.
Если формировать цель в качестве процесса, то это будет неправильно. Такая трактовка цели как «Изучение экономических показателей» будет считаться неверным вариантом.
Задачи поставленные при написании курсовой работы:
Постановка задач исследования по определенной (выбранной) теме курсовой работе осуществляется согласно поставленной цели, они представляют собой ряд, как правило, четыре или пять конкретных последовательных этапов (путей) решения основной проблемы. Курсовая работа должна содержать теоретическую и практическую часть, это должно отражаться и в задачах написания работы.
Задачи курсовой работы взаимосвязаны друг с другом, поэтому они располагаются последовательно раскрытию теоретического и практического материала и соответствуют составленному содержанию работы.
Приведем несколько конкретных примеров определения целей и задач для курсовых работ.
Если выбранная тема курсовой работы по экономике
«Инфляция как социально-экономический процесс, проявляющейся в периоды макроэкономической нестабильности».
В цели написания работы требуется изучить инфляцию как социально-экономический процесс и определить факторы, вызывающие ее рост в периоды макроэкономической нестабильности.
Согласно поставленной цели в процессе написания курсовой работы решаются несколько основных задач:
– рассмотреть понятие инфляции, обозначить причины и формы ее проявления;
– охарактеризовать специфику увеличения инфляции в России для периодов макроэкономической нестабильности в ХХ веке;
– провести анализ причин современной инфляции в России и факторов, влияющих на ее рост, и выявить пути реализации эффективной антиинфляционной политики.
Когда тема курсовой работы по праву обозначена следующим образом «Правовой режим земель лесного фонда»,
то целью ее выполнения будет провести исследование правового режима земель лесного фонда.
В процессе написания данной курсовой работы должны решаться следующие задачи:
– рассмотреть понятие земель лесного фонда, их состав и виды;
– изучить правоотношения, возникающие в области охраны и использования земель лесного фонда;
– охарактеризовать право собственности и пользования лесными участками, включенными в составе земель лесного фонда;
– раскрыть отличительные черты понятий охрана и защита лесов в правовых основах согласно законодательству РФ.
Так для темы работы по педагогике: «Воспитательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ)»,
целью можно обозначить «Выявить педагогические методы и определить последовательность построения воспитательного процесса на примере дошкольного образовательного учреждения (название)».
Для данной курсовой работы будет поставлен ряд следующих задач:
– изучить психолого-педагогические материалы по ведению воспитательного процесса;
– рассмотреть основные понятия, раскрывающие проблемы исследования (воспитательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, педагог, работающий в системе дошкольного образования);
– изучить построение воспитательного процесса ДОУ (название) и исследовать результаты его влияния на детей младшего дошкольного возраста;
– провести разработку практических рекомендаций для усовершенствования воспитательного процесса ДОУ (название).
Источник статьи: http://primery-obrazcy.com.ua/kursovaya/tsel-i-zadachi-kursovoj-raboty
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Наверное самое сложное в психологическом исследовании – это планирование исследования, а также анализ и интерпретация результатов.
Ну, установили положительную корреляцию двух переменных. А дальше что?
А дальше – анализ, интерпретация и промежуточные выводы. О чем выводы?
Прежде всего выводы должны касаться подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы. Но не только.
Содержание выводов:
· о цели (достигнута или нет) или гипотезе (подтверждение или опровержение);
4 стр., 1581 слов
Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика
… научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения. Эмпирический (практический) уровень исследования – исследование, в котором устанавливаются новые научные факты и выводятся эмпирические закономерности; … развивающемся понятии, подразумевая, что содержание понятия по мере накопления научных данных и развития научных теорий обрастает все новыми и новыми признаками …
· о соответствии данным, полученным другими исследователями (предшественниками, другими школами);
· о теории (соответствии теории, лежащей в основе исследования);
· о согласованности с другими теоретическими представлениями.
· о возможности обобщения (генерализации) и переносе данных на другие ситуации, популяции и др.
Основное требование к результату психологического исследования:
В отличие от классического естествознания, результат в психологии должен быть инвариантен:
1. инвариантен (не изменен) по отношению ко всем объектам данного типа, Ограничителями генерализации выступают внепсихологические характеристики популяции: 1) биологические; 2) социокультурные.
К основным биологическим характеристикам относятся пол, возраст, раса, конституциональные особенности, физическое здоровье.
Социокультурные ограничители:
· этнические (можно ли перенести на представителей других народов?)
· культурные
· уровень образования
· уровень доходов испытуемых,
· классовая принадлежность и т.д.
Можно ли данные, полученные на экспериментальной выборке, распространить на всю популяцию? Решение этой проблемы зависит от того, насколько в ходе планирования исследования и формирования экспериментальной выборки соблюдалось требование репрезентативности.
Для проверки выводов, во-первых, проводят дополнительные эксперименты на группах представителей той же популяции, не вошедших в первоначальную выборку. Во-вторых, стремятся максимально увеличить в уточняющих экспериментах численность экспериментальной и контрольных групп.
2. инвариантен (не изменен) к пространственно-временным (и некоторым другим) условиям проведения исследования, Условия исследования:
· пространственно-временные факторы
· условия деятельности испытуемого,
· особенности заданий.
· вариации инструкции,
· материала заданий, действий испытуемого, предусмотренных в ней,
· вид мотивации,
· присутствие или отсутствие «обратной связи»?
Исследователь должен варьировать в последующих сериях дополнительные переменные, относящиеся к характеристикам задания, чтобы установить, являются ли результаты инвариантными по отношению к задаче испытуемого
3. инвариантен (не изменен) к особенностям взаимодействия исследователя и испытуемого,
4 инвариантен (не изменен) к содержанию деятельности испытуемого.
Цель научного исследования
Выявление цели фактически вытекает из проблематики научного исследования, которая, в свою очередь, определяется темой. Она может выражаться поиском ответа на какой-либо вопрос, либо быть связанной с решением какой-нибудь проблемы. Довольно часто цель созвучна с названием научного труда.
Под целью научного исследования, в большинстве случаев, подразумевается следующее:
Пример 1. У научной работы на тему «Изменение средств массовой информации в эпоху развития интернета» цель может быть такой: «Выявить отличия современных средств массовой информации от изданий, которые выходили в 60-80-тых годах ХХ столетия».
Пример 2. Если тема статьи звучит как «Эндоскопическое оперативное вмешательство при хроническом холецистите», то его целью является «Определить показания и разработать методы эндоскопических операций при хроническом холецистите».
Цель должна быть сформулирована максимально кратко, четко и ясно, чтобы даже человек, не разбирающийся в теме, мог сразу понять, о чем идет речь. Как правило, ее описание начинают с фраз: «целью исследования является…», «цель работы состоит в том, чтобы…» либо «цель научного исследования заключается в…». Для дальнейшего изложения рекомендуется применять следующие ключевые слова: «определить», «разработать», «выделить», «выявить», «установить», «изучить», «расследовать» и пр.
Этапы исследования
Если цели носят весьма общий характер, то задачи призваны уточнить действия автора по решению проблемного вопроса. Как правило, набор методологических этапов традиционен. В зависимости от широты и глубины выбранной темы ученый ставит свои задачи. Если речь, например, идет о рассмотрении какой-либо широкой проблемы, то он ставит себе задачу сформулировать общие положения, выявить сходства и различия, оценить состояние объекта на данном этапе развития и так далее. Если же речь идет о конкретном, экспериментальном исследовании, то он ставит себе задачу проанализировать какой-либо элемент, выявить какие-либо его свойства, проверить его действие в тех или иных условиях. Здесь следует отметить, что первая группа задач относится преимущественно к гуманитарным наукам, вторая – к научно-техническим.
Определение цели и исследования
Целью научного исследования можно назвать предполагаемый конечный результат, которого нужно достигнуть по завершении научной работы.
Каждый исследователь преследует какую-то цель
Проще говоря, при формулировке целей нужно ответить на вопрос: «Зачем проводится это исследование?».
Определение цели фактически вытекает из этапа проблематики научного исследования, а она, в свою очередь, из его темы.
Формулировать цель нужно четко и ясно для полного понимания причин исследования.
Неприемлемо использовать абстрактные понятия, придерживайтесь научного стиля в написании работы.
Если вы взялись за определение целей вашего исследования, вам нужно четко представлять, удастся ли воплотить в жизнь то, что вы задумали, и как это сделать.
Цель может обозначать:
- описание какого-либо события, обобщать его;
- определение классификаций;
- выявление каких-либо закономерностей в рамках исследования;
- описание явлений, которые ранее не были изучены.
Для формулирования цели научного исследования зачастую используют так называемые клише, глаголы неопределенной формы, такие как определить, изучить, выявить и так далее.
Также предложение можно начать со слов «определение» или «расследование». Например: «Целью данной курсовой работы является определение проблематики использования фактов в «новом журнализме».
Можно выделить два вида исследований в зависимости от поставленных целей: исследование, целью которого является разработка новых решений определенных проблем, и исследование, целью которого являются практические решения конкретных проблем.
Цели магистерской диссертации
Это основная цель всей работы. Но есть и второстепенные, хотя и не менее важные цели магистерской работы, например:
- такая работа позволит комиссии определить уровень знаний и навыков соискателя;
- диссертация позволяет подготовить конкретный план мероприятий по совершенствованию управленческой деятельности;
- работа позволяет выявить недостаток умений, знаний и навыков, которые могут стать препятствием адаптации будущего специалиста в профессиональной деятельности любого профиля.
А вот образец самих целей в магистерской диссертации:
Для достижения этих и других целей магистрант должен:
- произвести научное исследование, которое обоснует научную идею и сущность изучаемого процесса, объекта или явления;
- обосновать выбранные методы достижения цели, проанализировать явление/предмет/процесс, выявить закономерности развития со стороны конкретных данных;
- внести конкретные предложения для усовершенствования и развития явления/объекта/процесса.
Как писать задачи?
Можно выделить четыре типа, в зависимости от действий, которые собирается выполнить студент:
№1
Первый тип, вне зависимости от особенностей курсовой исследования, формулируется всегда одинаково. «Рассмотреть понятие, сущность и виды…», «Изучить академическую литературу…».
№2
Вторая дает разъяснения сущности понятий, для них используются слова «Раскрыть», «Исследовать» и т. д.
№3
Далее следует поиск взаимосвязи теоретических данных с практическим применением.
№ 4
Рекомендации автора по исследуемой теме, какой вклад внес автор в изучение проблемы и какие нашел решения.
От постановки задач зависит не только результат, но и дальнейшая структура работы: название глав, параграфов и их содержание.
Многие российские высшие учебные заведения придерживаются общепринятому правилу: «Задачи формируются по наименованию глав и их количеству». В примеру, если первая глава называется: «Понятие незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», то и один из этапов должна звучать примерно так:
«Рассмотреть правовые нормы, противодействующие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ».
Также разделы курсовой работы и задачи должны быть соотнесены по количеству. Какое их количество прописано во введении, столько их и должно быть раскрыто в ходе написания и подведения итогов. Поэтому их не должно быть слишком много, так как есть риск не раскрыть некоторые, или раскрыть в недостаточной степени. Поэтому от трех до пяти вполне достаточно.
Глаголы, наиболее часто используемые при формулировании задач:
- Выявить;
- Рассмотреть;
- Определить;
- Систематизировать;
- Сравнить;
- Составить;
- Сформулировать;
- Проследить;
- Проверить;
- Рассмотреть;
- Раскрыть;
- Описать;
Примеры задач с использованием слов — клише
«Изучить феномен бессознательного в учении Зигмунда Фрейда».
«Раскрыть сущность понятия «кризис банковской системы».
«Проанализировать эндогенные и экзогенные факторы заболеваний».
«Оценить методы профилактики сосудистых заболеваний».
«Выявить проблемы разграничения полномочий между арбитражными судами и судами общей юрисдикции».
«Определить особенности коммерческой деятельности в розничной торговле».
Типичные ошибки, с которыми сталкиваются студенты при написании курсовой работы:
- Поставленные задачи не ведут к реализации заданной цели курсового проекта;
- Их ошибочная подмена на методы исследования, например: «Провести эксперимент»
- Они повторяют цель исследования.
- Они не соответствуют структуре и содержанию.
Гистограмма
Это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. Используется декартова система координат. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой переменной величины, а на оси ординат — частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины на выборке.
7 стр., 3437 слов
Исследования города. Когнитивная карта городской среды
Метод исследования заключался в следующем : испытуемый рисовал когнитивную карту города, в инструкции предлагалось нарисовать эскизный план города таким … многое упускает и искажает и именно поэтому изображает лучшим образом». ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Исследование образа Петроградского района было проведено в рамках научно-исследовательской темы «Концепция …
Рекомендуют использовать не менее 5, но не более 10 градаций. В случае использования номинальной или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.
Выбор темы
Предмет исследования, цель, задачи зависят от темы выбранной работы, а также от поставленной проблемы. В идеале структура работы должна полностью повторять методологические характеристики, которые зафиксированы во введении. Проблема выбирается исходя из наличия противоречий в какой-либо научной области. Кроме того, авторы ориентируются при своем выборе на степень изученности той или темы с историографии. Особенный интерес в научных кругах представляют те темы, которые или не изучены, или мало изучены в науке. При этом авторы исходят из того, насколько важна практическая значимость работы. Ведь научный труд только тогда ценен, когда его результаты могут быть использованы на практике.
Цели и задачи исследования также формулируются с оглядкой на данную установку. Ставя перед собой какую-либо задачу, ученый в первую очередь ориентируется на то, насколько полезным может быть его изобретение в обществе с научной и практической точек зрения. Помимо вышеперечисленных факторов, большое значение имеет также общественно-политическая ситуация, которая определяет интерес к тому или иному вопросу. Речь в данном случае идет о так называемом общественном заказе, на который часто ориентируются ученые.
Методы вытекают из задач, а не задачи из методов!
- объект исследования (как особенность выборки испытуемых);
В частности, детей нельзя переутомлять длинными опросниками…
- этап исследования
На теоретическом этапе – это методы теоретического поиска и анализа. На этапе обработки данных – методы математической статистики.
Требования к выбору методов и методик:
2 стр., 686 слов
Новая проблематика экспериментальных психологических исследований …
… Анализ единичного случая, как эксперимент; Синтез данных экспериментальных исследований различных наук, как эксперимент; Экспериментальное моделирование. Данные квазиэкспериментальные схемы исследований … психологии (например, в нейролингвистическом программировании). Полинаучный подход определяет основные направления квазиэкспериментальных психологических исследований парапсихологических феноменов, …
Метод исследования – способ исследования явления, способ получения данных.
Методика – (в узком смысле слова) – конкретна процедура реализации метода, определяемая объектом и предметом исследования. Например, метод СД, методика Петренко…
Методика в широком смысле – совокупность приемов, способов исследования и порядок их применения и интерпретации полученных данных. В этом смысле методика = процедуре исследования. И включает в себя технику фиксации, рекомендации к поведению исследователя и др.
- Обоснованность выбора (надежность, валидность, адекватность решаемым задачам и объекту исследования);
- Методы и методики должны составлять систему. Нет необходимости дублировать методический инструментарий. Методики должны исследовать разные стороны (аспекты) явления.
- Адаптация к объекту и ситуации исследования. Например, могут устареть некоторые формулировки. Так у Элерса есть формулировки типа: жеманный, усмотрительный. Современная молодежь уже не понимает. Как и например термина «сладострастие» из методики Додонова.
Методы вытекают из задач, а не задачи из методов!
- объект исследования (как особенность выборки испытуемых);
В частности, детей нельзя переутомлять длинными опросниками…
- этап исследования
На теоретическом этапе – это методы теоретического поиска и анализа. На этапе обработки данных – методы математической статистики.
Требования к выбору методов и методик:
2 стр., 686 слов
Новая проблематика экспериментальных психологических исследований …
… Анализ единичного случая, как эксперимент; Синтез данных экспериментальных исследований различных наук, как эксперимент; Экспериментальное моделирование. Данные квазиэкспериментальные схемы исследований … психологии (например, в нейролингвистическом программировании). Полинаучный подход определяет основные направления квазиэкспериментальных психологических исследований парапсихологических феноменов, …
Метод исследования – способ исследования явления, способ получения данных.
Методика – (в узком смысле слова) – конкретна процедура реализации метода, определяемая объектом и предметом исследования. Например, метод СД, методика Петренко…
Методика в широком смысле – совокупность приемов, способов исследования и порядок их применения и интерпретации полученных данных. В этом смысле методика = процедуре исследования. И включает в себя технику фиксации, рекомендации к поведению исследователя и др.
- Обоснованность выбора (надежность, валидность, адекватность решаемым задачам и объекту исследования);
- Методы и методики должны составлять систему. Нет необходимости дублировать методический инструментарий. Методики должны исследовать разные стороны (аспекты) явления.
- Адаптация к объекту и ситуации исследования. Например, могут устареть некоторые формулировки. Так у Элерса есть формулировки типа: жеманный, усмотрительный. Современная молодежь уже не понимает. Как и например термина «сладострастие» из методики Додонова.
2.1. Цель и задачи исследования
«Цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования,
некоторый образ будущего» .
В научно-методической литературе приводятся следующие
формулировки целей:
1. Разработать педагогические или научно-методические
(организационно-педагогические и т.п.) основы формирования (воспитания,
развития) у кого-либо чего-либо.
2. Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические
(методические) условия (предпосылки и условия) формирования (воспитания,
развития)…
3. Обосновать содержание, формы, методы и средства …
4. Разработать методики (методические системы) формирования…или,
допустим, методики применения системы средств наглядности в…
5. Определить и разработать педагогические (дидактические) средства (системы
средств)…
6. Разработать теоретические модели …
7. Разработать требования, критерии…
8. Педагогически обосновать что-либо, например, игровую деятельность.
Использование представленных формулировок, с одной стороны, поможет студенту
сориентироваться в выборе цели. Однако, с другой стороны, использование
готовых шаблонов может быть причиной ошибки, когда студент выбрал для себя
непосильную цель. П.К. Петров указывает, что «целью исследований в рамках курсовых и дипломных работ может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, развития (воспитания) физических качеств, форм и методов физического воспитания в различных структурных подразделениях (детский сад, школа, ДЮСШ и т.д.) и возрастных группах, содержания обучения, путей и средств совершенствования управления учебно-тренировочных и воспитательных процессов и т.д.» . Дальнейшее
продолжение данной цитаты, по нашему мнению, могло бы быть следующим: «но
никак не разработка основ и принципов физического воспитания и
тренировки!».
Например, цель работы, связанной с методикой развития координационных
способностей у детей семи лет на основе применения специально разработанной
программы, может выглядеть следующим образом: «Совершенствование методики
развития координационных способностей у детей семи лет общеобразовательной
школы посредством применения стандартной программы», но не «Принципы
(условия, основы) развития координационных способностей у детей…».
Определив цель дипломной работы, нами предлагается студенту сформулировать
как характеристики цели, которые необходимо установить в ходе
исследовательской работы. Сравнение задач именно с характеристиками делается
нами на основании часто встречающихся у студентов ошибок:
— задачи подменяются этапами исследования (например, «Изучить
научно-методическую литературу по проблеме исследования», «Провести
педагогический эксперимент»);
— задачи подменяются методами исследования (например, «Проанализировать
научно-методическую литературу по проблеме исследования»).
Кроме того, сравнение формулировок задач с характеристиками цели, по нашему
мнению, является таким подходом к написанию курсовой и выпускной
квалификационной работы, который позволит наиболее успешно определить в
дальнейшем последовательность и содержание глав и параграфов.
Традиционно задачи исследования в области физической культуры и спорта
связывают :
— с изучением состояния вопроса (первая глава ВКР),
— с разработкой экспериментальной методики обучения или тренировки (вторая
глава ВКР),
— с выявлением эффективности применения ее на практике (третья глава ВКР).
Для получения знаний, позволяющих в совокупности внести ясность относительно
проблемы исследования, по нашему мнению, изучение состояния вопроса следует
подразделить. Такое подразделение на составляющие (они могут стать
содержанием параграфов первой главы) предполагает описание:
1) основных характеристик (сущности) изучаемого явления;
2) характеристик процесса развития изучаемого явления;
3) разработку и (или) обоснование критериев показателей данного явления.
Задачи формулируются с помощью глаголов: изучить, разработать, выявить, установить, обосновать, определить, проверить. Для выпускной квалификационной работы не должно быть более четырех задач.
Завершая данный параграф принятой нами формулировкой определения
«задач исследования». Они «выступают как
частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели
исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы»
.
Далее:2.2. Гипотеза исследования Вверх:2. Разработка рабочей гипотезы Назад:2. Разработка рабочей гипотезы
ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения06.12.2010
Виды гипотез
По задачам исследования:
1. Описательная гипотеза характеризует изучаемое явление с разных позиций. В результате образуется понятийный аппарат и исходные данные для эксперимента. Описательная гипотеза строится на предположении: если ________, то _________.
2. Прогностическая гипотеза – предположение о возможном развитии процесса или явления, о факторах, которые могут влиять на исследуемое явление.
По уровню исследования:
- гипотезы о существовании явления;
- гипотезы о существовании связи явлений;
- гипотезы о причинной зависимости явлений А от явления В.
Этапы формулирования гипотез:
8 стр., 3713 слов
Исследование социальных проблем молодой семьи в Тульской области
… Черняк, З.А. Янкова и др. Объект исследования — молодые семьи. Предметом — социальные проблемы молодой семьи. Цель работы: выявить социальные проблемы молодой семьи Задачи: 1. Рассмотреть понятие … анонимное анкетирование среди молодых семей 6. Выявить возможные пути решения проблем молодой семьи Гипотеза: необходимо осуществление мер социальной, экономической и правовой защиты молодых семей, …
- первичная формулировка гипотезы, вытекающая из поставленной проблемы (теоретическая гипотеза)
- этап теоретического исследования
- уточнение формулировки гипотезы или отказ от нее ( и исследования в целом)
- конкретизация и операционализация гипотезы (эмпирическая гипотеза), т.е. такая формулировка, из которой вытекают исследуемые переменные.
Другой подход:
1. Сбор информации по проблеме
2. Собственно формулирование гипотезы
3. Выработка рабочих гипотез и их группировка
Основные требования к формулированию гипотез:
- соответствие исходным методологическим принципам
- возможность операционализации (т.е. вычленения параметров исследуемого явления, доступных регистрации, измерению и анализу, т.е. эмпирических индикаторов);
- учет фактора времени, отведенного для проверки гипотезы;
- наличие методических процедур для проверки гипотезы (методического инструментария).