Рецензия

Объем и содержание рецензии

Содержание рецензии зависит от того, какой вид работы оценивается: научное исследование, книга, дипломная работа, диссертация, кинофильм и т.д. 

Приблизительный план того, как писать рецензию на научную статью, включает в себя соблюдение общих требований, носящих условный характер, так как тип рецензируемого объекта потребует соблюдения определенных правил: 

  1. Информация о том, что именно рецензируется, название, краткие сведения об авторе. 
  2. Краткая передача содержания.
  3. Критический анализ формы, содержания, структуры композиции, стиля изложения. 
  4. Акцент на преимуществах и указание на недостатки с пояснением причин ошибок. 
  5. Аргументированное резюме. 

Если рецензируется научная статья, то план должен содержать следующие пункты:

  1. Краткая библиография: название статьи, область исследования, информация об авторе с упоминанием его рода деятельности, места учебы или работы, званий, степеней, если таковые имеются.
  2. Основная часть должна содержать самую суть содержания: оценку актуальности темы и полноты ее раскрытия, анализ текста с точки зрения логики изложения, соблюдения структуры, достаточного количества цитируемых источников, которые наглядно подтверждают глубину изучения теории вопроса, выполнены ли поставленные задачи, достигнута ли в итоге поставленная цель. 
  3. Научная и практическая значимость работы. 
  4. Положительные стороны и недочеты. 
  5. Соответствие оформления статьи государственным стандартам или методическим рекомендациям, грамотность, соблюдение стиля. 

В конце рецензии подводится итог. Для курсовых работ, контрольных, дипломов, которые написали студенты, необходимо указать итоговую оценку. Для научных статей — резюме о возможности публикации или использования материала в практической деятельности: в качестве лекционного материала при обучении студентов. Резюме на диссертацию должно содержать рекомендацию о возможности присвоения ученой степени автору.

Резюме завершается информацией об эксперте: фамилия, имя, отчество, занимаемая должность.

Требования к содержанию рецензии:

  • Объективная оценка: статью необходимо оценивать вне зависимости от личных пристрастий эксперта, только с позиции научной значимости объекта экспертизы.
  • Отсутствие эмоционально окрашенной лексики, подробного описания второстепенных деталей.
  • Наличие аргументированной доказательной базы. Рецензенту необходимо обосновывать каждый приведенный аргумент. 

Средний объем рецензии – от 1000 до 3000 знаков, это составляет примерно 1-2 страницы текста на листах формата А4.

Разновидности отзывов

Рецензирование текста может быть разным и чаще всего зависит от самой работы и цели, с которой она была написана. Рецензия может быть:

  • внутренняя — такой документ составляется научным руководителем вуза, в котором обучается автор работы;
  • внешняя — работу оценивают редакторы журналов, а также члены редакционной коллегии, которые уже имеют ученую степень; некоторые компании требуют сделать рецензии у специалистов с определенным количеством публикаций в журналах за последние годы.

Кроме этого, рецензией часто выступают такие сочинения, как развернутая аннотация, эссе, обзор или критическая статья. Каждое из этих произведений ставит перед собой определенные цели и задачи. К примеру, аннотация направлена на изучение особенностей содержания и композиции, а эссе — это просто размышление на тему, которую поднимают в основном тексте.

Также рецензии часто разделяют на три уровня, а именно:

  1. Произведения конкретного писателя без привязки к эпохе и другим сочинениям.
  2. Произведения в контексте других произведений автора.
  3. Произведения в контексте литературной эпохи.

Выбор уровня зависит в первую очередь от целей, которые преследует автор основной публикации, а также от компетентности и мастерства рецензента. Так, на первом уровне рассматриваются достоинства и недостатки конкретного текста. На втором — мастерство писателя в сравнении с его другими сочинениями. На третьем уровне произведение рассматривают более глубоко — в контексте актуальных тем и проблем эпохи, с целью выявить самобытное и новаторское в творчестве писателя и оценить его место в мировой литературе.

Рассмотрим образец

В качестве образца рассмотрим рецензию на статью аспиранта кафедры философии Челябинского педуниверситета В.О.Богдановой, составленную профессором кафедры философии, доктором философских наук С.В.Борисовым.

Текст рецензии можно найти по ссылкам: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2012-2/review-bogdanova.pdf и https://drive.google.com/open?id=0BxbM7O7fIyPcMXQ1aXVhbVZxNWc

Начинается текст с шапки, при этом название «Рецензия» выделяется жирным шрифтом, далее рецензент указывает все нужные сведения об авторе.

Все это располагается «по центру».

Основной текст сразу начинается с разбора актуальности без вступлений и лирических отступов рецензента.

Для описания актуальности С.В.Борисов использует шаблонную фразу: «Статья … посвящена актуальной проблематике…», затрагивает цели статьи для аргументации.

Далее рецензент плавно переходит к описанию достоинств работы.

При этом отчетливо проявляется не только позиция рецензента, но и его глубокие знания теоретической сферы анализированной статьи.

Ключевая фраза рецензии должна отличаться ясностью

Недостатки в рецензии не проанализированы, видимо, рецензент не нашел таковых.

Зато он дает характеристику языку, стилю изложения и практической ценности статьи (последний абзац).

Завершается рецензия решающей фразой: «Рекомендую редакции «Педагогического журнала» опубликовать статью В.О.Богдановой».

Как видим, ключевая фраза отличается ясностью и предельным лаконизмом.

В общих сведениях об авторе обратите внимание на особенности их расположения

Готовимся к рецензированию

Сейчас будет воистину «капитанский» совет:

Вроде бы все очевидно, но нет же! Умудряются после беглого осмотра содержания, чтения сокращенной версии (summary) писать «рецензии», где кроме бинарного «хорошо-плохо» ничего нет.

Нужно прочесть книгу несколько раз – сначала с позиции обычного читателя, а потом с целью сделать критический разбор.

В процессе можно вооружиться ручкой с блокнотом, бумажными закладками или стикерами.

Ну что, вы уже готовы приступить к рецензированию? Погодите немного и проверьте себя:

  1. Не читайте других отзывов о книге, чтобы не писать чужими словами.
  2. Да, ваше мнение может разительно отличаться от мнения большинства. Пишите, не бойтесь «холиваров» – грамотная рецензия будет только в плюс.
  3. Помните правило: чем более негативное мнение у вас сложилось о книге, тем больше нужно приводить аргументов в его пользу. Рецензия в этом случае выйдет объемнее.
  4. Используйте в равных пропорциях логику и эмоции.
  5. Не испытывайте мысленного (а порой и животного физического) страха перед автором – если вы купили книгу, а не скачали с торрент-трекера, то имеете право аргументированно высказаться.

Рветесь в бой? Опять вас остановлю, уж простите!

Составьте план рецензии

Никто не мешает сделать свой план, но можно воспользоваться типовым:

  1. Библиографическое описание – название книги, автор, год выхода (если это переиздание – указать, какое по счету), издательство.
  2. Небольшой пересказ содержания в одно-три предложения.
  3. Непосредственно отзыв (личные впечатления).
  4. Аналитическая часть – разбор названия, содержимого, структуры, практических примеров и т. п.
  5. Выделение всех преимуществ и недостатков книги.
  6. Итоговая оценка и личные выводы рецензента об актуальности и «профпригодности» книги, рекомендации читателям.

Отлично! Теперь начинаем…

Пример рецензии

Сегодня готовый пример документа можно бесплатно скачать. Приведем образец краткого отзыва на публикацию в области психологии. Напомним, что это лишь приблизительный пример, и вы можете (и скорее всего, даже должны!) включать дополнительные подпункты в зависимости от конкретной тематики. Итак, текст может быть следующим:

  1. Рецензия на статью “Психологические аспекты обучения в школьных учреждениях” аспиранта кафедры психологии Педагогического университета, Лапушкиной Натальи Васильевны.
  2. В статье рассматриваются главные психологические аспекты, которые направлены на улучшения успеваемости и обучаемости детей в школе, проводится поведенческий анализ конкретных групп школьников по возрасту.
  3. Актуальность исследуемой проблемы не подлежит сомнениям, потому как современный уровень школьного обучения значительно отстает от реалий времени, и в значительной степени это зависит от неграмотного подхода педагогов к ученикам.
  4. Автор провел глубокую работу и предоставил рекомендации в отношении нормализации психологического климата в учебных заведениях. Присутствует вывод о том, что психологические знания преподавателей недостаточны, и учителя не желают искать контакт с детьми.
  5. Научная статья в полной мере соответствует ряду требований и ее можно рекомендовать для публикации.
  6. ФИО рецензента, другая личная информация, подпись и печать.

Структура и визуальное восприятие текста

Хорошим признаком логичного и связного материала будет его четкая структура. Даже если читателя заинтересует тема статьи, вряд ли он дочитает ее до конца, если она представляет собой сплошное полотно из букв

Текст статьи должен быть структурирован, чтобы привлечь внимание читателя

Структуру составляют такие элементы:1. Заголовок, раскрывающий содержание написанного. 2

Подзаголовки, акцентирующие внимание на ключевых моментах текста

> Читайте нашу статью «Как писать продающие заголовки 4U?», в которой мы подробно рассказали о заголовках в копирайтинге и разобрали, как правильно их составлять.

3. Списки, облегчающие восприятие текста. Они упрощают визуальное восприятие текста и структурируют информацию. Экспериментально подтверждено, что читатели «сканируют» тексты перед прочтением. И наличие списков во многом определяет желание остаться на странице сайта и более внимательно ознакомиться со статьей. 4

Цитаты или «блоки внимания», в которых копирайтер концентрирует важную или дополнительную информацию по теме (эти короткие абзацы могут быть озаглавлены словами «Важно», «Примечание», «Справка»)

Аналогичными приемами, помогающими обратить внимание на ключевые моменты материала, можно считать использование стилей (иконок, врезок), выделение курсивом или жирным начертанием. 5

Основной текст статьи, разделенный на небольшие абзацы. Абзац — это самодостаточная единица текста, которая фактически полностью посвящена конкретной микротеме, которую нужно раскрыть. Абзац должен содержать исчерпывающую информацию по рассматриваемому вопросу.

Дополнительные структурные элементы может иметь SEO-контент. Здесь особо важен визуальный аспект: необходимо добавлять видеоролики и картинки, инфографику и скрины.

Рецензия на дипломную работу, что это такое

Рецензия для дипломной работы — это документ, содержащий обзор и оценку Вашей диссертации. Без рецензии Вы не сможете защитить свою дипломную работу. В рецензии содержится краткий анализ Вашей дипломной работы, степень ее соответствия существующим требованиям Вашей дипломной работы, подробное описание ее сильных и слабых сторон. Само собой разумеется, что для успешной сдачи дипломной работы необходимо написать положительный отзыв и создать положительное впечатление на членов аттестационной комиссии.

В этом случае нет необходимости отчаиваться — рецензия носит только рекомендательный характер. Мнение, выраженное в нем, может не совпадать с мнением научного руководителя. В этом случае дипломная работа имеет право на защиту, присутствие научного руководителя, и рецензента является обязательным, а студенту предоставляется возможность защищать свою дипломную работу.

Кто может быть рецензентом

Рецензентами могут быть специалисты, работающие в организациях с большим практическим опытом в соответствующих областях деятельности и являющиеся специалистами по вопросам, рассматриваемым в их дипломных работах. В число рецензентов могут также входить специалисты из соответствующих научных учреждений и преподаватели других университетов, имеющие ученую степень.

Требования к оформлению рецензий

Дипломная работа представляется на рецензирование после того, как её изучит научный руководитель. Рецензия готовится в любой форме и состоит из 1-2 страниц машинописного текста, напечатанного на одной из сторон работы. Если рецензия не может быть сделана в машинописной форме, она может быть написана от руки.

Требования к содержанию рецензий

В рецензии на дипломную работу должна быть ее характеристика по следующим разделам:

  1. Соответствие содержания дипломной работы заявленной теме.
  2. Соответствие дипломной работы основной цели — проверке знаний и подготовленности студента к самостоятельной работе по своей специальности.
  3. Актуальность темы дипломной работы.
  4. Полнота, глубина и обоснованность решений поставленных задач.
  5. Профессионализм изложения студентом материала, качество иллюстративного материала.
  6. Достоинства и недостатки работы.
  7. Знание студентом новейших разработок в выбранном им направлении.
  8. Возможности практического использования дипломной работы или ее отдельных положений.
  9. Соответствие работы предъявляемым требованиям.
  10. Другие вопросы по усмотрению рецензента.
  11. Оценка работы (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Каждое из положений рецензии должно быть доказано и основано на материалах дипломной работы. При необходимости рецензент может обратиться к положениям дипломной работы для подтверждения обоснованности своих выводов.

В рецензии должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место работы и должность рецензента, а также ученая степень и ученое звание рецензента. Собственноручная подпись рецензента должна быть заверена печатью организации, в которой работает рецензент.

После получения рецензии на дипломную работу исправления в данную работу не допускаются. Студенту необходимо ознакомиться с содержанием рецензии перед защитой дипломной работы, чтобы иметь возможность ответить на эти замечания во время защиты диссертации.

Требования к написанию рецензии на ВКР

В большинстве случаев нет четких рамок, которые должен учесть человек, составляющий рецензию. Но все же рекомендуемые правила лучше соблюсти. Отзыв включает: 

  1. Тему диплома.
  2. Вводную часть, которая включает в себя актуальность исследования.
  3. Анализ основной цели и задач, которые ставил перед собой выпускник.
  4. Анализ соответствия структуры заявленной тематике.
  5. Основную часть, в которой описываются структурные единицы диплома.
  6. Итог, содержащий плюсы и минусы работы, а также резюмирующие выводы. 
  7. Подпись лица, составляющего рецензию, занимаемая им должность и личная печать или печать организации.

Стиль составления рецензии

Рецензия на ВКР обязательно составляют в научном стиле. Все пункты описывают максимально конкретно и лаконично. Не должно быть оценки самого автора.

Составляющий отзыв анализирует исключительно исследования, новизну и методы, находящиеся в дипломной работе. Стоит придерживаться предельно простого описания – так комиссия легче воспримет доносимую информацию. А это повлияет на итоговую оценку студента.

Пример рецензии на статью

Для наглядности несколько примеров готовых рецензий на научные статьи:

  1. По военному делу и автоматизированным системам анализа данных (есть отрицательные рецензии).
  2. По психологии.
  3. По международным финансам – развернутая рецензия.
  4. По менеджменту знаний.

Рецензия – это не только пропуск для научной статьи к публикации, но и подтверждение профессиональной компетентности ее составителя. Даже если работа, по мнению, пишущего отзыв, недостойна внимания, суждения должны высказываться максимально корректно, без нападок и, конечно же, аргументированно, что продемонстрирует хорошее владение темой и умение рецензента вести научную дискуссию.

Типы рецензий

Современная рецензия — жанр малый по форме, но многоликий по содержанию.

Тематически, по объекту анализа, рецензионные статьи делятся на:

  • литературные
  • театральные
  • музыкальные
  • кино и ТВ
  • научные

Первые четыре разновидности анализируют произведения культуры и искусства. А искусство порождает чувства и ощущения. Поэтому в таких рецензиях допускаются умеренные эмоции и даже некоторая субъективность оценки. Конечно, без ущерба объективности. 

Рецензии на научный текст — отдельное, крайне узкое направление. С определенной структурой и жесткими правилами. Пишутся специалистами не для широкой аудитории, а исключительно для научного сообщества, в научных целях, по строгим шаблонам и клише.

«Автора давай, автора!» — скажете вы и не ошибетесь. Различать рецензии можно не только по объекту, но и по субъекту — рецензенту. Тут все просто:

экспертная (профессиональная) статья составляется дипломированным специалистом: литератором, кинокритиком, музыковедом, театральным критиком, научным руководителем

любительская (потребительская, читательская) — создается непосредственно читателем, зрителем, слушателем — в общем, тем самым представителем широкой аудитории, для которой произведение и предназначено

Когда оперируют размерами, говорят про мини-рецензии и гранд-рецензии

«Малютка» имеет информационную подоплеку, кратко обращает внимание на произведение

Пример мини-рецензии на фильм «Грейхаунд»

«Грандесса» скрупулезно разбирает новинку по косточкам, дает полную оценку.

*Классические примеры гранд-рецензии — работы Белинского

В веб-райтинге оптимальной по объему считается рецензия от 3 до 8 тысяч знаков.

Если имеют в виду количество анализируемых объектов, то говорят о монорецензии и полирецензии. В первом случае рецензент разбирает одно произведение. Во втором — два и больше.

Наконец, рецензии бывают независимыми и заказными. Первые, честные, писаны хоть и за деньги, но «не корысти ради», а во имя искусства, науки или самовыражения. Вторые — рекламная разновидность. Иногда — инструмент недобросовестной конкуренции.

Общая информация

Как писать рецензию? С примером готовой работы, конечно, и по установленным, общепринятым пунктам. Особых проблем с основной частью рецензии возникнуть не должно. Студент лучше, чем кто-либо, знает все преимущества и недостатки своей дипломной работы и сможет наиболее грамотно их описать.

Следует взять во внимание следующие важные требования к работе, которые проверяются и описываются в рецензии:

  • структурированность;
  • актуальность;
  • уникальность;
  • полнота материала;
  • оформление в соответствии с требованиями ГОСТа.

Для удобства восприятия рецензию можно условно поделить на три основных элемента:

  1. Вводная часть, где рецензент будет описывать актуальность темы.
  2. Основная часть, где более скрупулезно рассматриваются аспекты работы, достоинства и недостатки (самая большая часть).
  3. Заключение, где делается основной вывод (включает в себя отметку и вердикт преподавателя о том, допущен студент к защите или нет).

Лучше избегать общих фраз и различных клише. В рецензии должно быть больше конкретики и меньше воды.

Как написать рецензию

Работа рецензента начинается с поиска и изучения материала, подбора стиля подачи. Автор определяет содержание и структуру рецензии, размер, необходимость и возможность оформления. Часто применяется рассуждение с последовательным изложением аргументов.

Цели, поставленные аналитиком, определяют выбор используемого стиля: научный либо публицистический.

Структура

Примерная структура рецензии:

  • название исследуемой работы, информация об авторе;
  • содержание (до 2 предложений);
  • общее впечатление;
  • анализ построения, формы, содержания произведения, стиля и мастерства автора, достоинства и недостатки;
  • оценка и выводы.


Структура рецензии. План написания оценки научной работы:

  • библиографические данные;
  • своевременность раскрытия темы;
  • структурированность материала, наличие источников;
  • соответствие примененных методов поставленным задачам;
  • достижимость целей;
  • достоинства и упущения;
  • новизна и практическая ценность исследований;
  • грамотность, оформление по ГОСТ, соответствие методическим пособиям;
  • выводы эксперта (оценка, возможность печати, присвоения научной степени и т.д.);
  • сведения о рецензенте.

Объем и содержание

Оптимальный объем — от 1000 до 3000 символов без пробелов (до 2 листов формата А4). Нельзя допускать пересказа исследуемого материала.

Оформление

В электронной версии документа используется шрифт Times New Roman с кеглем 12-14. Интервал между строками по всему тексту — 1,5, выравнивание по ширине листа.

Как писать рецензию

Строгих правил написания рецензий нет, но для удобства автора предлагается план.

Типовой план рецензии

  • Данные об авторе (ФИО, место работы/учёбы), название рецензии;
  • Краткое содержание анализируемой темы (не больше двух предложений);
  • Общее впечатление о тексте или событии и оценка его актуальности;
  • Анализ содержания, стиля текста, умений автора и его знаний по теме;
  • Преимущества и недостатки работы;
  • Итоговая оценка и вывод.

Для научных рецензий типовой план выглядит следующим образом:

  • Библиографические данные автора – ФИО, место работы, учёбы; название работы;
  • Актуальность выбранной темы;
  • Структурированность подачи материала, оценка количества литературных и других источников;
  • Оценка, насколько применяемые методы соответствуют целям исследования;
  • Оценка адекватности поставленных целей;
  • Преимущества и недостатки исследования;
  • Рассуждение об актуальности научной работы и её пользе для практической деятельности;
  • Оценка грамотности написанного, соответствия оформления принятому ГОСТу и методическим пособиям;
  • Экспертные выводы – общее подведение итогов, подготовленность текста к печати, возможность присвоить научную степень и др.
  • Библиографические сведения о рецензенте – ФИО, место работы.

Объём и содержание

Рекомендуемое количество символов – от 1000 до 3000 (Объем текста не больше двух страниц А4).

Жёстких требований и ограничений по содержанию нет, рецензенту предлагается писать по своему усмотрению, но рекомендуется придерживаться нескольких советов:

Не превращать свою рецензию в пересказ работы – краткое содержание темы должно ограничиваться парой предложений;
Быть сдержанным в выражениях, не допускать ненормативной и разговорной лексики, не переходить на личности, а комментировать только работу;
Обеспечить читателя достаточным количеством доказательств своих аргументов;
Не погрязать в подробностях и не перегружать текст лишней информацией;
Стараться писать так, чтобы рецензию мог понять широкий круг читателей.
При написании научных статей придерживаться принятых норм.
Если оценивается художественное произведение, то важно раскрыть те моменты текста, о которых читатель мог не догадываться.

Оформление рецензии

Оформить рецензию правильно стоит для внешней красоты текста и облегчения его восприятия читателями. Для электронного варианта она оформляется по принятым стандартам: шрифт Times New Roman размера 12-14 (чаще всего 14 кегль используется для написания заголовков), междустрочный интервал – 1,5. Отступ на листе от верхнего края – 15 мм, от нижнего – 20 мм, от левого и правого – 30 мм и 10 мм соответственно.

Текст не должен быть сплошным – для облегчения восприятия его следует разделять на абзацы, по возможности создавать маркированные и нумерованные списки, вставлять таблицы.

Критерии для рецензирования статьи

Редакции журналов заинтересованы в том, чтобы с ними сотрудничали высококвалифицированные специалисты и именитые ученые в различных областях знаний. Чаще всего они являются внештатными научными сотрудниками издательств и привлекаются к работе в случае необходимости. Авторы, направляя свою работу на публикацию, обычно предварительно наводят справки о том, кто является рецензентом в конкретном журнале. Традиционные критерии для профессионального рецензирования статьи: 

  1. Соответствие содержания статьи тематике издания, в котором планируется публикация. 
  2. Наличие анализа литературных источников и описания степени разработанности исследуемой проблемы.
  3. Наличие проблемы и описание ее решения.
  4. Научность. Рецензенты требуют логичного и понятного читательской аудитории изложения мыслей научным языком. Необходима подача материала в принятых в научном сообществе понятиях без двоякого изложения материала, а также точности словоупотребления.
  5. Стилистически правильное использование понятийного аппарата.
  6. Соблюдение объема текста требованиям редакции.
  7. Наличие аннотации и перечня ключевых слов на русском и английском языках.
  8. Завершенность изложения — публикация должна описывать решение поставленной проблемы.
  9. Соблюдение формально-технических требований к оформлению статьи (шрифт, кегль, ссылки), правил форматирования всего текста, а также оформления списка использованной литературы, которое требует издательство. И автор при написании статьи, и рецензент при оценке статьи идут по одному маршруту – проводят анализ источников литературы, узнают степень разработанности проблемы и находят неизученные ранее области знаний. 
  10. Проверка методов и результатов исследования. Появление этого критерия обусловлено тем, что научному сообществу необходимо доверять результатам исследования.

Если рецензент положительно отозвался об описанном исследовании и рекомендовал статью к публикации, то результаты, освещенные в ней, соответствуют научным стандартам и заслуживают внимания широкой научной общественности. Если же эксперт обнаруживает недочеты, то он должен известить о них не только самого автора, но и редакцию. Рекомендация о том, что статья требует доработки – это признак того, что научная работа может быть допущена к публикации после исправления, а для самого журнала — это признак того, что репутация журнала не пострадает, так как авторитетный рецензент оценил статью по достоинству.

Как писать

Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.

Структура

Приблизительный план написания рецензии:

  1. Данные об авторе, названии и т. д.
  2. Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
  3. Отзыв-впечатление о прочитанном.
  4. Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
  5. Аргументированная оценка всего произведения.

  1. Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
  2. Основная часть:
    • оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
    • анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
    • соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
    • степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
  3. Достоинства и недочеты.
  4. Научная и практическая ценность работы.
  5. Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
  6. Рекомендации:
    • по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
    • о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
    • о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
  7. Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.

Особенности содержания

Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.

  • Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
  • Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
  • Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.

Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.

Оформление

При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.

Что такое рецензия на книгу

Далее поговорим о видах оценивающих текстов и узнаем, что такое рецензия на книгу и как её правильно писать. Рецензия на книгу является одной из форм литературной критики, так же, как и СЕО-продвижение сайта в ТОП является формой раскрутки веб-сайтов. В рецензии книга анализируется на основе содержания, стиля, достоинств и недостатков.

Книги можно рецензировать для печатных периодических изданий, журналов и газет, для школьной работы или для книжных веб-сайтов в Интернете. Длина рецензии на книгу может варьироваться от одного абзаца до существенного эссе. Существует целый ряд журналов, посвященных рецензиям на книги. Хорошая рецензия ни в коем случае не должна пытаться продвигать или продавать книгу другим. Это услуга для других читателей, чтобы узнать, может ли книга заинтересовать их.

Рецензия часто содержит оценки книги на основе личного вкуса. Рецензенты в литературных периодических изданиях часто используют возможность написания отзыва на книгу для демонстрации обучения или для распространения своих собственных идей на тему художественной или научной литературы. Обзоры нехудожественных произведений, предназначенных для учебных или информационных целей, могут точнее фокусироваться на таких проблемах, как практическая полезность и удобство чтения.

Правила составления

Существуют негласные правила написания рецензии, которых нужно придерживаться, чтобы работа получилась действительно стоящей:

  • Внимательно прочитать книгу, по возможности несколько раз. Грамотный разбор произведения невозможен без его полного понимания. Иногда первого знакомства с книгой для этого недостаточно. В таком случае стоит вернуться к началу и попытаться найти то, что не было увидено ранее. А затем некоторое время поразмышлять и проанализировать прочитанное.
  • Прежде чем писать отзыв, нужно определиться, какой оценки по мнению рецензента заслуживает текст. Конечно, далеко не всегда можно выразить однозначное мнение по поводу прочитанного, да это и не нужно. Наоборот, хорошо, когда в рецензии отмечаются и сильные, и слабые моменты текста. Однако в итоге должен получиться какой-то вывод, в котором автор выразит итог своих размышлений и рекомендации потенциальным читателям.
  • Утверждения о произведении следует подкреплять цитатами из текста. Например, если какой-то персонаж характеризуется как исключительно отрицательный, это должно быть продемонстрировано его словами или поступками, имеющими место в сюжете.
  • Помнить, что речь чаще всего идёт о монографии, то есть разборе конкретной книги, а не обзоре всей библиографии автора. Можно сравнить анализируемое произведение с другими работами писателя, отметив их сходства и отличия, но оценку нужно давать только тому тексту, которому посвящена рецензия. Кроме того, неэтично переходить на личности, то есть переносить негативные впечатления от произведения на его создателя.
  • Полезно указывать целевую аудиторию. Часто люди читают рецензии, чтобы выяснить для себя, будет ли книга им потенциально интересна.
  • Писать грамотно. Всё впечатление от интересной рецензии будет испорчено, если она написана с грамматическими или фактическими ошибками, поэтому стоит тщательно проверить текст прежде, чем отдавать его на суд читателей.

Пример рецензии на эссе

Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.

Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.

на эссе Васильевой Н. Н.

на тему «_____________»

Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.

Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.

Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.

Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.

Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.

Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.

Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.

Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.

Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.

Источник статьи: http://edunews.ru/school/info/kak-napisat-recenziyu.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector