Музыкантами не становятся, музыкантами рождаются?: говорим о музыкальном (само)образовании
Содержание:
- Эссе «Музыкант — профессия и образ жизни»
- Принуждение — это не значит, что ребенок коленками на горохе стоит
- Требования
- Кому подходят
- Как проявить себя и свой талант
- Как стать популярным музыкантом?
- «РИСК И МАСТЕРСТВО» — 1) «ГЕРОЙ»
- Зарплата
- Плюсы и минусы
- Нужно просто начать
- Перспективы профессии
- Как стать профессиональным музыкантом или пять шагов навстречу мечте
- Индивидуальный стиль лучше мейнстрима
- Личность
- Сплошное битье, таскание за волосы и на колени в угол
- Трудоустройство
- Особенности профессий в музыке
- Лайфхаки для уличного музыканта
Эссе «Музыкант — профессия и образ жизни»
Инна Михайловна Козлова
Эссе «Музыкант — профессия и образ жизни»
Профессия музыкант – древнейшая специальность. Большинство людей любят слушать музыку, но лишь избранные обладают музыкальным даром. Музыканты – это вокалисты, композиторы, дирижеры,учителя музыки в школе и в саду,а также люди,играющие на каком-нибудь музыкальном инструменте. Многие думают, что музыкант — это не профессия, а образ жизни. Утверждение не лишено смысла, ведь артисты — это люди, увлеченные своим делом до глубины души! Но тем не менее нельзя говорить, что музыкант — это не профессия, хотя бы потому, что музыканты, как и люди других профессий, заканчивают специальные учебные заведения. Для поступления в музыкальную школу (не говоря уж про музыкальный ВУЗ)
надо обладатьмузыкальными способностями – так называемой музыкальностью, музыкальным слухом и ритмом, музыкальной памятью. «Талант от Бога» – часто говорим мы о художнике, поэте, музыканте. Мы уже привыкли в повседневной жизни называть талантом любое проявление человеческой деятельности, если эта деятельность оценивается нами выше среднего уровня. То есть, все могут всё, но некоторые вещи одни делают лучше, чем другие и это считаем мы, талант. Но талант- это прежде всего посланная судьба, доля. К сожалению, даже самое лучшее музыкальное образование не гарантирует успех и популярность музыканта. Главный риск этой профессии – опасность остаться невостребованным. Слава музыканта – явление сложно объяснимое, не зависящее от каких-то определенных факторов.
«Роль профессии музыканта в современном обществе».
С одной стороны, музыка – это развлечение. В нашем распоряжении радио и телевидение, диски и концерты – объем музыкального материала огромен. Но в то же время музыка может выполнять воспитательные и даже идеологические задачи. Поэтому профессия музыканта очень ответственна, в его руках – оружие, способное управлять не только настроениями, но и идеями большого количества людей. Музыкант – это учитель: его слушают, его творчество влияет на умы и стремления людей.
Хороший музыкант – тот, кто не только профессионально сочиняет или исполняет музыкальные произведения. Это человек, который умеет посредством музыки выражать мысли и идеи, передавать настроения, вызывать эмоции,поэтому все музыканты очень ранимы. Сама суть их профессии — сделать себя чувствительным, открытым для эмоций. Ощутить красоту двух
«pp», увидеть монументальную мощь двух «ff”, застыть в трепете на прекрасной фермате и вдохнуть в тишине перед заключительным аккордом «аромат вечности» может лишь очень тонкий человек, у такого человека весьма тонок барьер между ним и окружающими его эмоциями. В противовес тонкому человеку много привести грубого, толстокожего. Тонкость заключается в некой особой чуткости к эмоциям любого плана. Тонкий почувствует и нежнейший оттенок музыкальной мысли и малейший холодок в смыслах вашей речи и тонкого это ранит.
Там, где грубый даже не заметит издевки или сарказма, для тонкого это прозвучит как гром над головой, как резкая фальшь для человека с тонким слухом.
Можно было бы сказать, что тонкие люди — слабые. Но это — не так. Тонкие люди в каком-то смысле «люди-порталы», проводники в иные измерения, творцы сказок.
Принуждение — это не значит, что ребенок коленками на горохе стоит
https://youtube.com/watch?v=0EA7oBNT7qw
— Весной в интернете появилось видео с выпускником консерватории Мгером Махсудяном, где он обзывает свою ученицу тупицей и бьет ее. Какие мысли у вас были, когда вы это видео смотрели?
— Я это видео очень не хотела смотреть. Когда этот скандал всплыл, было понятно, что там ничего хорошего нет. Конечно, все, что там происходило — абсолютно за гранью реальности для меня. Это дичь. Но я знаю, что для многих тысяч людей это совершенно в порядке вещей: рукоприкладство, оскорбления во время урока. Единицы психически устойчивых детей могут выйти из этой ситуации неповрежденными. Обычно это для всех травма, сразу, с первого раза.
Я в этой системе с самого детства. Я училась музыке по полной программе с 6 лет, включая аспирантуру, и теперь преподаю. Многие коллеги со мной не согласятся, но никакого вида насилия вообще не должно быть. Образование без этого возможно. Но между принуждением и насилием есть разница. И когда мы говорим «принуждение» — это разве означает, что ребенок коленками на горохе стоит? Конечно, нет.
— Или мы запираем ребенка в чулане и морим голодом, как Паганини своего сына…
— Да, такие меры невозможны. Я не представляю, как могла бы такое применить. Но с другой стороны, профессиональное образование только на том, что нравится, и положительных эмоциях невозможно. Никогда. Никакое.
Мы знаем: чтобы хорошо научиться играть, рисовать, этому надо посвятить много часов в день. И я не верю, чтобы дети получали от этого удовольствие. 10 часов в день? Нет, не верю. 3-4 часа человек может заниматься даже в семилетнем, шестилетнем возрасте. Но круглосуточная работа никакого удовольствия не приносит. Сколько нужно — зависит от степени одаренности и целей, которые вы ставите перед собой.
— Где тогда граница, скажем так, «семейного принуждения»? Пианист Крайнев в своей книге писал, что его мама хлестала тряпкой и при этом он ей благодарен.
— Таких мам десятки тысяч. А граница для каждого своя. В любом виде принуждения. Родители могут просто заставлять, достаточно бескровно. Это зависит от способности родителя к убеждению и способности ребенка воспринимать. Занимаясь час в день, не станешь профессиональным музыкантом, это нереально. И зависит от инструмента. В семь лет 3-4 часа для пианиста — прекрасно, а для духовика много. Больше всех, наверное, занимаются скрипачи.
Когда количество занятий переходит грань усталости и вообще способности функционировать здоровым образом, это становится бессмыслицей. Если человек не может заниматься много, но и не достигает результатов, зачем его мучить тогда? Если результаты есть и он трудоспособен, тогда надо уговаривать. Сложность только в том, что в раннем детстве не всегда понятно, что будет из человека дальше, и педагогу в том числе.
Ольга Мартынова. Фото: Эмиль Матвеев / olgamartynova.com
— А что делать, когда ребенок маленький, музыкой очарован, но вкалывать не готов, заставить себя не может в силу возраста? Просто не сформировалась воля еще.
— Совершенно верно, это же физиология чистая. А руку надо ставить! Тогда приходится принуждением, я с этого начала. Мы же принуждаем ребенка идти в школу, чистить зубы, правильно питаться — это же не насилие.
Педагог и музыковед Дина Кирнарская написала статью о том, зачем ребенка обучать музыке. И у нее тренировка усидчивости и воспитание характера не последние аргументы. В каком-то возрасте наступает пора свободного выбора, но не в семилетнем.
— А учиться-то мы начинаем в 7!
— Конечно. И поэтому людей уговариваем, принуждаем человеческими гуманными методами.
— Какими?
— Если я вижу, что человек способный, но шалопай, я уговариваю его. Таких случаев у меня бывает много, эти дети становятся усидчивыми. Метод — разговор. Не на горохе стоять. Весь этот жесткий спектр методов — крайние меры, которые зависят от психологических особенностей родителей и учителей. А не от потребности ребенка его принуждать таким способом.
Требования
Профессиональные навыки
В большинстве случаев требования, которые предъявляются к представителям музыкальных профессий, определяются местом их работы. Среди общих профессиональных навыков можно выделить:
- наличие музыкального образования;
- хорошо развитый музыкальный слух;
- навыки исполнения вокальных композиций;
- владение музыкальными инструментами;
- умение сочинять музыкальные композиции.
Личные качества
Основное качество любого профессионального музыканта – это талант. В наши дни нередки ситуации, когда способные музыканты стремятся занять позицию ведущего инструментальщика или исполнителя, полагая, что они имеют все необходимые для этого качества. Однако далеко не каждый из них осознаёт, что в первую очередь талант должен дополняться уникальностью звучания голоса или инструмента – это поможет выделиться из огромного числа других исполнителей и заявить о себе как о личности
Это значит, что для осуществления успешной концертной деятельности важно, чтобы музыкант имел свое индивидуальное мировосприятие, состоящее из ярких и красочных картин мира, которыми он способен поделиться
Музыкант – это эмоциональный, чувствительный человек, склонный к эмпатии. Через музыку он может выражать свое личное отношение к той или иной ситуации, поведать увлекательную историю так, чтобы она смогла вызвать такие же чувства у публики. Творческие люди обычно довольно непредсказуемы, поэтому сложно предъявлять к ним какие-то общие требования. Однако, в данной профессии добиться признания человеку помогут настойчивость, высокая степень организованности и целеустремлённость.
К обязательным личностным характеристикам относят способность находить общий язык с окружающими людьми, идти с ними на контакт. Музыканты должны быть харизматичными – эти люди всегда находятся на виду, за ними наблюдают зрители и поклонники, поэтому умение правильно преподносить себя и развитые коммуникативные способности и сделают их намного ближе к желанному успеху. Ещё одно требование, которые обычно предъявляется к музыкантам – это привлекательный внешний вид.
Кому подходят
Профессии, связанные с музыкой, подходят в первую очередь тем, кто не представляет свою жизнь без этого искусства. Мало кто, ступая на эту стезю, изначально думает о карьере и заработках, речь идет о раскрытии своего таланта.
Чтобы работать в музыкальной сфере от человека требуется ряд личных качеств:
- искренняя любовь к музыке и увлеченность нею;
- талант;
- образованность и широкий кругозор;
- прекрасный музыкальный слух и чувство ритма;
- трудолюбие и целеустремленность;
- напористость и лидерские качества;
- способность работать в команде;
- терпеливость и готовность преодолевать трудности;
- коммуникабельность.
Для поддержания своей конкурентоспособности в избранной сфере деятельности людям, связанным с музыкой, необходимо постоянно совершенствоваться в профессиональном плане. Кроме того, нужно следовать современным трендам или самому участвовать в формировании новых течений, проявляя творческую инициативу.
К плюсам музыкальных профессий можно отнести возможность заниматься любимым делом, реализацию своего потенциала, общение с известными людьми, шанс стать богатым и знаменитым. Минусы – риск потерпеть фиаско, нестабильные заработки, проблемы в личной жизни, связанные с постоянными гастролями и широкой известностью.
Как проявить себя и свой талант
Как уже было сказано ранее, человек сможет проявить себя в лучшем виде, если умеет сочинять стихи или пишет музыку, даже талант переделывать уже готовые стихотворения может очень пригодиться. И хорошо если человек обладает таким даром, а не пытается научиться этому. Так ничего не получится.
Похожая статья — Как заплатить налоги через интернет
Считается, что начинать надо именно со стихов, а уже на основании этих стихов делать тексты песен. Многие эстрадные исполнители так и делают. Песня «Свеча горела на столе», которую исполнила Алла Пугачева, была написана на стихотворение Бориса Пастернака. Причем, Пугачева не только стала первой исполнительницей этой песни, она является автором музыки на текст этой песни.
Если девушка, действительно окажется талантливой, она обязательно получит положительные отзывы от пользователей, которые нередко выражают свои мысли и делятся впечатлениями. Не исключено, что девушка может получить заманчивое предложение для развития своей карьеры. В любом случае, о девушке уже кто-нибудь узнает, она может стать очень популярной в интернете.
Также свою уникальную песню можно отнести на радио. Если она заинтересует руководство, то ее обязательно поставят. Нельзя упускать ни одной возможности, если очень хочется стать известным – пусть о новой исполнительнице песен узнают как знакомые, так и случайные люди
И совершенно не важно, на каком форуме или сайте они узнали об ее таланте
Как стать популярным музыкантом?
Результаты проведенной научной работы были опубликованы в научном журнале City Library. Сразу же стоит сказать, что в рамках исследования авторы изучали не истории рок-групп, а творческий путь исполнителей электронной музыки их Берлина. В целом они проанализировали более 7 000 записей, среди которых нашли общие черты, которые привели музыкантов к коммерческому успеху и популярности во всем мире. В результате они выяснили, что существует как минимум две рабочие стратегии, которые могут обеспечить исполнителям мировой успех.
Ученые нашли две стратегии, которые могут привести к успеху в музыке
Первая предназначена для консервативных исполнителей, а вторая больше подходит для любителей экспериментировать с музыкой. Оба варианта по-своему хороши, потому что одна позволяет достичь максимальной известности, а другая дает шанс прослыть музыкальным гением и войти в историю музыки.
Само собой разумеется, для достижения успеха также нужен талант
Первая стратегия заключается в том, чтобы неуклонно следовать изначально выбранному стилю исполнения музыки. Если всегда оправдывать ожидания публики, можно стать популярность за счет узнаваемого звучания. Если говорить чуть более по-умному, слушатели будут заранее знать, чего ждать от исполнителя. После удачного предсказания будет срабатывать механизм вознаграждения, что для людей является одним из источников удовольствия. Именно поэтому за творчеством исполнителя может начать следить большое количество людей.
Возможно, «Ливерпульская четверка» стала известна благодаря эффективности первой стратегии
Вторая стратегия заключается в записи большого количества экспериментальных треков. Главное правило — выпускать их регулярно, с большой частотой
По мнению исследователей, эксперименты часто привлекают к себе внимание. В перспективе музыкант, который не боится вносить в культуру что-то новое, может войти в историю как гений своего жанра
Но важно понимать, что на начальном этапе смешение стилей и прочие необычные решения могут отпугнуть слушателей. Но даже странная музыка может стать необычайно популярной
Вангелис — один из самых успешных композиторов современности, который обрел популярность как раз благодаря своим экспериментам с музыкой
«РИСК И МАСТЕРСТВО» — 1) «ГЕРОЙ»
Цель:власть во имя мира во всем мире
Сильные стороны:мужественность, уверенность, невозмутимость
Слабая сторона: «вечная борьба» высокомерие.
Стиль: минимализм, четкая структура, милитаризм, спортивные цвета
Отечественные:
— L’One
— СД
— Рем Дигга
Иностранные:
— Дэйв Гроул (Foo Fighters, Nirvana)
— Честер Беннингтон (Linkin Park)
— Imagine Dragons (как группа целиком)
Архетип «Герой» говорит сам за себя. Жизнь как постоянное сражение, где бы то ни было. Он всегда стоит за правое дело в любых конфликтах, преодолевает неприятности, побеждает всех врагов. Собственно любая брошенная перчатка в его сторону расценивается как шаг к решительным действиям, а негодяй обязательно должен быть наказан. При этом жертвенен — все во благо и за мир во всем мире.
Слушателя всегда тянет к данному архетипу, так как глядя на него или слушая музыку — решительность героя передается, при этом давая чувство безопасности. Люди в целом падки на геройский образ (смотрите успех киновселенной Marvel), но в момент каких-то общественных событий спрос на треки с волевым содержанием заметно возрастает.
Однако, как и у всех героев, в силе заключены и все болевые точки героя. Он боится показать свою ранимость, не всегда рассудителен в своих действиях. При этом уверен в своей правоте, из-за чего горделив и высокомерен. Цитируя уже классический «Темный Рыцарь»: «Либо ты умираешь героем, либо живешь до тех пор, пока не становишься негодяем».
Поэтому выстраивать для аудитории образ героя с одной стороны не сложно, но если музыканта или артиста ловят на нечестности или негативе, то репутацию будет очень тяжело восстановить.
В этом смысле очень показательна история рэпера Миши Маваши, который взлетел на волне интереса к ЗОЖ-рэпу в 2012 году, неся достаточно радикальную позицию по вопросу. Однако вскоре вектор моды сменился, рэпер не мог предложить ничего оригинального, популярность падала. Точкой невозврата для былой славы стала информация о вредных привычках музыканта, которые появились уже после того, как артист выстроил свой образ богатыря и борца со всем самым плохим.
Обратный пример музыканта, продолжаюшего оставаться востребованным — L’One. До конфликта с лейблом Black Star, очень широко освещающийся, Леван Горозия поддерживал треками и подачей образ героя, который иногда любит развлекаться. Уже после истории с лейблом (а общественность и фан-база довольно конкретно встала на сторону музыканта), L’One, потерявший из-за разногласий право на этот псевдоним, стал делать треки с куда большим боевым посылом. Однако, сделав правильный ход — теперь во главе угла позиция «мы все герои». А борьба с абстрактным или конкретным врагом очень близка аудитории.
Зарплата
Зарплата музыканта напрямую зависит от того, в какой сфере он трудится. На самом деле, мест, где может трудоустроиться представитель музыкальной профессии, достаточно много – начиная от детских садов до популярных музыкальных коллективов. Другой вопрос заключается в том, что всякий амбициозный исполнитель мечтает давать сольные концерты на крупных площадках.
Чаще всего музыканты трудоустраиваются в одно из следующих мест:
- музыкальные образовательные учреждения;
- учреждения культуры;
- консерватории и театры;
- киностудии;
- рестораны;
- продюсерские центры;
- компании в развлекательной индустрии.
Следует отметить, что практически все музыканты имеют ненормированный рабочий день. Например, исполнители, выступающие на городских площадках, обычно работают в выходные и праздничные дни, причем их рабочий день нередко длится по 10 часов, зато в будни они практически не задействованы. Или же музыкальные группы, выступающие в клубах и ресторанах – основная их занятость приходится на вечернее и ночное время, в то время как днём они отдыхают. Наиболее востребован у них период с вечера пятницы до воскресенья.
На вопрос о зарплате музыкантов нельзя дать однозначного ответа. Дело в том, что в наши дни существуют, к примеру, пианисты, один из которых может разрабатывать 15-20 тысяч рублей, а другой – 100 тысяч. И проблема в данном случае даже не в том, что один из них талантлив, а другой – нет; они могут быть в равной степени профессиональными мастерами своего дела, просто одному повезло чуть больше, чем другому. Именно в этом состоит самая главная сложность любой музыкальной профессии – оказаться в нужное время в нужном месте, попасть в нужный поток и найти своего слушателя. Если говорить о средней когорте музыкантов, имеющих постоянное место работы в развлекательном или культурном заведении, то они зарабатывают примерно 20- 30 тысяч рублей в месяц.
Когда речь заходит о музыкантах как представителях профессии, нельзя обойти вниманием и тех, кто зарабатывает на городских улицах. Чаще всего они имеют высшее музыкальное образование, идеальный слух и хорошую технику исполнения
Выступать на улице их вынудила маленькая зарплата, которую они получают на основном месте работы. Как бы странно это ни звучало, но большая часть музыкантов, играющих в переходах, зарабатывают намного больше денег, чем, к примеру, в консерватории или небольшом оркестре.
Впрочем, и здесь разброс по оплате труда велик – один музыкант в месяц может заработать 100 тысяч рублей, а другой – в 3 раза меньше. На итоговую сумму влияет огромное количество факторов. В первую очередь это проходимость точки, а также репертуар. Если музыкант всё время выступает в одном и том же месте, исполняя одну и ту же музыку, то эти мелодии со временем «приедаются» слушателям и это приводит к снижению доходов.
Плюсы и минусы
Как и всякая другая профессия, музыкальная специальность имеет свои достоинства и недостатки. Начнем знакомство с преимуществ. Самое главное из них – это широкая востребованность. Большая часть проводимых мероприятий обязательно предполагает музыкальное сопровождение. Это значит, что при наличии портфолио и опыта выступлений регулярная занятость будет гарантирована.
Движущей силой творческих личностей всегда было и остается всеобщее признание. Человек, добившийся успехов, обретает популярность, он становится знаменитым, у него появляются многочисленные поклонники и это приносит ему большое внутреннее удовлетворение. Не меньше приятных эмоций вызывает взаимодействие с людьми схожих интересов. В их кругу он чувствует себя комфортно, черпает источник вдохновения и обменивается полезным опытом, нужным ему для профессионального развития.
Успешные музыканты постоянно ездят в гастрольные туры, которые могут проводиться в самых различных уголках мира. Благодаря этому они узнают больше о жизни, необычных традициях и обычаях других народностей, получают шанс своими глазами увидеть разные страны и известные архитектурные памятники. Такая возможность вряд ли оставит равнодушным творческого человека.
Ну и, конечно, весьма значимым преимуществом является денежное вознаграждение. Успешный музыкант может иметь довольно внушительные гонорары, даже уличные исполнители с хорошим репертуаром при наличии способностей получают неплохой ежемесячный доход, не говоря уже об эстрадных исполнителях, чьи доходы исчисляются сотнями тысяч рублей.
Несмотря на всю привлекательность и романтику этой профессии, далеко не всякий музыкант становится популярным. Тщетные попытки многих начинающих исполнителей пробиться в топ чартов довольно часто ведут к депрессии, долгие годы обучения и поиски своего зрителя кажутся им бесполезными. Отчаявшись, такие люди отказываются от своей мечты, бросают творчество и утрачивают смысл жизни.
Впрочем, и известным персонам в музыкальной индустрии тоже есть о чём беспокоиться – любая слава приходяща. Чтобы добиться стабильно высоких доходов, мало хорошо заявить о себе и постараться занять ту или иную нишу на музыкальном Олимпе – скорость, с которой слушатели забывают имена кумиров, молниеносна. Единственное, что может уберечь музыкантов от забвения – это круглосуточный, тяжёлый, изматывающий труд, постоянные репетиции и бесконечный «чес».
Нужно просто начать
Самое большое препятствие на пути к успеху в любом деле— это придумывание себе причины, чтобы ничего не делать. Просто начав действовать и снять свой первый ролик сразу после того, как вы дочитаете последнюю букву этой статьи, вы продвинетесь дальше, чем 95% людей. Все много говорят, но мало делают. Так что начните сегодня.
Для начала просто снимите видео на любую тему и загрузите её на YouTube. Не думайте о качестве на первых порах, иначе вы будете откладывать это все дальше и дальше. Можете даже не открывать публичный доступ, если не хотите. Скиньте ссылку нескольким друзьям- пусть хотя бы они оценят. Сейчас вам нужно просто понять механизм и избавится от желания все сделать «попозже».
Перспективы профессии
Добиться громкого успеха в музыкальной профессии довольно сложно. Особенно это касается классической музыки и оперы, где нет хорошо отработанной системы гастролей. Выпускники консерваторий, не желающие преподавать в музыкальной школе, массово выезжают за рубеж, благо язык музыки универсален. Чтобы остановить этот процесс, сейчас вводится система государственных грантов для молодых исполнителей.
В эстраде и рок-музыке ситуация несколько лучше. Публика больше готова платить за билеты на концерт поп-звезды местного масштаба, а не столичного симфонического оркестра. Кроме того, сфера приложения своих талантов у «неклассиков» гораздо шире: можно выступать в кафе и ресторанах, на сборных концертах или организовывать свои гастроли.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии, связанные с музыкой подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
Как стать профессиональным музыкантом или пять шагов навстречу мечте
Определитесь с инструментом, на котором намерены играть. Это инструмент вашей мечты. Барабаны? Саксофон? Терменвокс? Отлично! Купите его. Не нужно сразу приобретать дорогой инструмент, пусть его цена всегда будет адекватна вашей ценности как музыканта.
Найдите учителя. В его роли может выступить и самоучитель с табулатурами, по которым вы начнете играть свои любимые мелодии. Но в идеале нужен живой проводник в мир вашего инструмента.
Практикуйте чтение нот, если вы уже умеете это делать, и научитесь читать их, если не умели. Практиковаться в понимании нот лучше всего на пианино.
Не пренебрегайте изучением теории музыки, она не менее важна, чем практика.
Слушайте музыку
Как можно больше музыки, особенно на выбранном вами инструменте, обращайте внимание на технику игры, различные приёмы
Сколько времени уйдёт на обучение? Точно на этот вопрос не ответит никто. Здесь важны регулярность занятий, терпение, способности. Однако при максимуме приложенных усилий, через 4-6 месяцев вы будете играть вполне сносно. Совершенствоваться же придется всю жизнь.
Индивидуальный стиль лучше мейнстрима
Музыка, как и многие сферы культуры, имеет свои тренды, наиболее популярные и часто встречающиеся стили, приемы и образы, которые многие опытные музыканты изучили вдоль и поперек. Но ничто не делает музыканта по-настоящему запоминающимся так, как его собственный самобытный стиль, будь то просто имидж или же сама музыка, характерные особенности вокала или же запомнившиеся всем своей оригинальностью партии. На первом этапе можно позволить себе подражать кумирам, так как подражание — это далеко не всегда отсутствие оригинальности, а часто оттачивание навыков и способ раскрепощения. Но если ты решил взяться за дело серьезно и создавать что-то свое, то индивидуальный стиль принесет тебе гораздо больше удовольствия и признания, чем следование мейнстриму. Музыканты, которые уже успели испытать на себе все тяготы творческого пути, убеждены в одном: ты должен любить то, что делаешь, и получать удовольствие от музыки, которую ты создаешь, независимо от того, как много людей в данный момент увлечены этим стилем.
Личность
Певец должен быть адаптивным. Он должен уметь постоянно преодолевать неуверенность в себе. Карьера вокалиста — это вызов, и ей нужно посвящать всё своё время.
Кэти Перри рассказала журналу Seventeen, что её «первые 5 лет жизни в Лос-Анджелесе — это безденежье, плохие выступления, продажа своей одежды для оплаты жилья, бесконечные долги». Это всё продолжалось пока она записывала свои треки и пыталась подписать контракт со студией звукозаписи.
Самое важное для вокалиста — упорство и полная самоотдача. Даже топовые исполнители провели огромное количество дней в студии и на репетициях перед туром
Вокалист должен быть достаточно стойким и в то же время гибким, чтобы выдерживать постоянную жизнь в дороге, будь то поездка на минивэне или в частном самолёте. Это одновременно изнурительно и воодушевляюще.
Сплошное битье, таскание за волосы и на колени в угол
— Когда вы впервые с этим столкнулись, это было шоком?
— Абсолютным шоком, да. Но к такому обращению в школе все привыкали быстро, и дети и родители. Например, очень пожилая прекрасная преподавательница как-то в порыве ярости запустила пепельницей в своего ученика и сломала ему руку. И ни о какой ответственности речи не шло, дело было в начале 80-х годов. И таких случаев тысячи, я вас уверяю.
— Почему-то словосочетание «сильный педагог» часто означает, что у него летят ноты в окно, стоит крик, и именно такие вещи ученики потом даже с благодарностью вспоминают. Откуда такая связка?
— Исторически система обучения прямо была привязана к звену учитель-ученик. И на протяжении всей истории искусств мастера с подмастерьями обращались так, что не дай Бог никому. Итальянский художник Возрождения Боттичелли, наш Тропинин, почитайте, есть масса прекрасных свидетельств. Сплошное битье, таскание за волосы и на колени в угол. Но никакое насилие не оправдано ничем. И пусть это сложилось исторически, но это ненормально.
— Правда ли, что «сильные педагоги» стараются выжимать из учеников конкурсы и премии? Видимо, талант и сила учителя должны быть как-то доказаны. Но что тогда делать ученикам?
— Это с какой стороны посмотреть. Ученика никто к этому педагогу не тащит. Он поступает в этот класс и знает, что там жестко, что придется ездить на конкурсы. Значит, он принимает эти условия игры.
— Ну, это родители, видимо, расписываются за него кровью, не факт, что он осознает.
— Допустим. И он вынужден этим стандартам подчиняться. Если его ситуация не устраивает — он всегда может из нее выйти. Конечно, такое существует. Есть крайности, когда педагог выбрасывает ноты и хлопает этими нотами по голове, и просто занимается рукоприкладством в самом агрессивном понимании этого слова. Таких случаев до сих пор хватает. Но есть и другая сторона, когда педагог обращается уважительно. И чья эффективность выше? Абсолютно убеждена: второго человека, который не проявляет агрессии, а разумно приводит аргументы. Уговорить человека работать — это тоже большое искусство. И создать ему мотивацию.
Ольга Мартынова. Фото: Анна Лапухина / olgamartynova.com
— Почему тогда вторых гуманных преподавателей так мало в нашей системе музыкального образования?
— Система — это и отношение людей друг к другу. Система образования — это одно. А порочная система взаимоотношений в обществе — другое.
Вы хотели моего мнения? Вот оно.
— Если на каждом шагу такое происходит, получается, в музыкальных школах люди сплошь с проблемами?
— А у нас везде есть люди с проблемами. У нас считается в порядке вещей оскорбить ребенка, своего подчиненного, кого угодно, высказать такие суждения, от которых человек может инфаркт получить. Это проблема культуры поведения, воспитания и всего остального. И музыканты не отличаются в этом смысле от общества.
Трудоустройство
Работу вокалиста можно получить только через знакомства, как и почти любую работу в музыкальной индустрии. Связи очень важны. Другие певцы могут пригласить тебя поучаствовать с ними в программе или замолвить за тебя словечко. Приятели-музыканты могут познакомить с группой или продюсером, которые ищут вокалиста.
Совершенно неважно, стоит ли за спиной вокалиста какой-то лейбл или он только начинает, самое главное в его карьере — найти свою аудиторию. Без аудитории вокалист не сможет подписать контракт ни с концертным агентством, ни с лейблом
Начать можно с выступлений на открытых микрофонах, на конкурсах талантов и с поиска связей с местными букинговыми агентствами. Нужно дать им понять, что вас можно поставить на разогрев к какой-то группе или певцу. Заведите странички на YouTube или на SoundCloud, чтобы концертный промоутер мог ознакомиться с вашим творчеством.
Большинство концертов начинающего певца будут оплачиваться разве что символически.
Так начала карьеру Билли Айлиш. В начале 2016 года она со своим братом Финнеасом выпустила релиз «Ocean eyes» на SoundCloud, и уже в конце года Interscope Records выпустил её сингл.
Особенности профессий в музыке
У каждой профессии свои особенности, о которых мы порой имеем излишне романтизированное или стереотипное представление.
Пожалуй, самое главное в музыкальных профессиях:
- Творческие способности/слух. Безусловно, музыкальные профессии доступны не всем, и здесь действительно применимо слово «талант». Музыканты обладают прекрасным слухом, умеют творчески мыслить и эмоционально воспринимать реальность.
- Относительно свободный путь обучения. Также в этой профессии не всегда есть строгий путь обучения, как, например, в военных структурах, однако все же без документа об образовании стать великим дирижером сложно.
- Наличие разных путей развития. Музыкой можно заниматься в абсолютно разных направлениях, не обязательно только петь или играть на инструментах. Многие музыканты перенаправляли свое творчество, например, в преподавание музыки или другие сферы.
Плюсы
- Постоянный процесс творчества. Музыка – это занятие творческое, интересное и активное. Для многих это плюс, возможность всегда быть в процессе создания новой музыки или написания очередного хита.
- Возможность добиться высокой результативности и успеха на музыкальном поприще. В музыкальной сфере нет четко определенных карьерных ступеней, все может сложиться достаточно стихийно, и слава быстро настигнет начинающего артиста.
- Активный стиль жизни, знакомства. Тусовка, людей причастных к музыке, большая и очень интересная. Это особенно полезно для начинающего артиста.
Минусы
Нет стабильности в заработке. Чаще всего музыкальные профессии не устойчивы на рынке труда сильно зависят от популярности артиста и от восприятия его публикой.
Творческие кризисы и неактивные периоды. Порой эмоциональны запас заканчивается и черпать энергию неоткуда
Здесь важно поддерживать себя и не давать скатиться в кризис творчества.
Сложно организовывать себя и свою карьеру. Не все артисты могут позволить себе услуги профессиональных агентов, поэтому приходится самим договариваться обо всех сопутствующих концертам вещах. Порой это также очень затратно и нелегко.
Лайфхаки для уличного музыканта
- Напоследок поделюсь несколькими практическими советами:
- Настоятельно рекомендую ознакомиться с правилами города относительно уличных выступлений (в каждом городе могут быть свои правила).
- С усилением звука зрителей больше, соответственно больше энергии, куража и, конечно, денег.
- Контакт глазами со зрителем в разы увеличивает его эмоцию и, соответственно, вовлеченность и реакцию на ваш перформанс.
- В каждом месте есть неписанные правила уличных музыкантов — будьте открыты, пообщайтесь с другими исполнителями. Бывает разный регламент по времени, очередности.
- Не ставьте главной целью финансовую выгоду. Сама возможность играть на публике и есть основная выгода.
- Меняйте места. Не выступайте в одном и том же месте раз за разом. Могут начать происходить странные события вплоть до конфликтов.
- Выбирайте известные песни. Распознанная мелодия вызывает эмоции и чувства.
Выступления на улице — это прекрасный способ обкатать ваш материал, набраться опыта взаимодействия с публикой, проработать страхи и открыться. Это может стать прекрасным первым шагом на пути к большой карьере, ведь многие известные исполнители (Ed Sheeran, например) когда-то начинали именно так!
Если вы давно хотели попробовать себя в роли уличного музыканта, но сомневаетесь в своем голосе и возможностях, — приходите на обучение к нам в школу вокала. Наши преподаватели имеют опыт выступления как на сцене, так и на улице. Кроме уникальной методики обучения, которая дает самые быстрые результаты в вокале, вы также сможете получить бесценные советы и рекомендации, а также постоянную поддержку вашего куратора.