Профессия геймдизайнер
Содержание:
- Где искать вакансии
- Что нужно знать гейм-дизайнеру
- Что входит в понятие геймдизайна?
- Играем стильно
- Сколько зарабатывают гейм-дизайнеры
- Гейм-дизайнер: что за специалист?
- Плюсы и минусы профессии гейм дизайнера
- Где учиться геймдизайну?
- Какие бывают гейм-дизайнеры?
- Плюсы профессии
- Перспективы заработка: сегодня и через годы
- Чтобы сделать игру, вы должны пройти 6 этапов разработки: Разработка идеи. Арт. Программирование. Звук. Шлифовка. Публикация.
- Этап №1: Разработка идеи
Где искать вакансии
Традиционные каналы поиска вакансий в IT:
- HR-порталы;
- фриланс биржи;
- социальные сети.
Многие компании занимаются рекрутингом в LinkedIn, находят сотрудников на конференциях или устраивают конкурсы для всех желающих, а победителям предлагают вакансию.
Из числа крупных участников рынка RJ Games часто ищут начинающих гейм-дизайнеров, UFS Games и PlayFlock требуются сотрудники хотя бы с небольшим опытом. Не стоит забывать о Mail.Ru Group, которая активно развивает мобильное направление. Искать вакансии можно на официальных сайтах успешных разработчиков: KamaGames, Game Insight, Zeptolab, Glu Mobile.
По данным портала Trud.com, больше всего вакансий для гейм-дизайнеров во Владимирской области
Что нужно знать гейм-дизайнеру
Преподаватели Scream School говорят, что для проектирования игрового опыта не нужно знать программирование, нет необходимости уметь моделировать, делать визуальный концепт, рисовать. Ключевой навык гейм-дизайнера – комплектовать эти элементы воедино для достижения целей проекта.
Гендиректор Crystal Clear Soft Михаил Харьковский считает, что нужен богатый игровой опыт в разных типах и жанрах игр. Гейм-дизайнер должен быть знаком с наиболее успешными проектами на разных платформах. Нужен хороший вкус, который можно наработать, не только играя в качественные игры, но и просматривая хорошие фильмы, аниме, сериалы, читая книги
Следует обращать внимание на то, как раскрыты персонажи, как устроен мир, как движется сюжет
В геймдизайне точно пригодится английский. Еще в работе придется писать много текста: документация, пояснения программистам, описание задач в таск-менеджере.
Другая очень нужная способность – умение кратко пояснить суть. Для этого нужно уметь структурировать и анализировать, использовать таблицы, схемы и скриншоты там, где это уместно.
Что входит в понятие геймдизайна?
Гейм-дизайнер — носитель идеи, который руководит всеми другими подразделениями и оценивает, насколько их работа отвечает изначальному замыслу. Некоторые сравнивают роль дизайнера игры с кинорежиссером в кино. Хотя работа варьируется в зависимости от размера студии, ваши обязанности могут включать:
- Развитие сюжетной линии, истории персонажей и диалогов;
- Разработка геймплея, правил и системы подсчета очков;
- Определение уровня сложности;
- Создание интерфейсов и среды;
- Дизайн уровней и мира;
- Программирование/скриптование;
- Цифровое редактирование;
- Визуализация изображения;
- Тестирование.
Гейм-дизайнер — сценарист работает над сюжетом игры, что включает в себя создание сеттинга (среды) и истории, создание персонажей и их предысторий, планирование повествовательного сюжета и, возможно, написание всего диалога. В больших командах гейм-дизайнер может просто координировать действия со специально назначенными сценаристами. Тем не менее, он всё равно часто будет вовлечен в создание сюжета.
Гейм-дизайнер — художник переводит созданный сценаристом мир в визуальную форму. Отрисовывает квесты, сценарии, персонажей, вещи, миры, уровни и так далее. Если проект большой, то он контролирует этот процесс и визирует работы художников.
Гейм-дизайнер — контент-менеджер работает с игровой логикой, создает целостный геймплей и продумывает детали. Прорабатывает квесты, диалоги и сценарии, поддерживает и корректирует существующие, следит за интеграцией контента в игру, участвует в предварительном тестировании, дает задачи художникам и сценаристам, делится с ними информацией о достоверности моделей, например, исторической и так далее.
Гейм-дизайнер — аналитик под лупой изучает пользовательский опыт и данные, глубоко погружается в цикл жизни игроков. Например, если это приложение — сколько людей его скачали, сколько времени в нем проводят, как часто и как долго заходят, на каких уровнях «отваливаются» и т.д.
Аналитик также занимается прогнозом и осуществлением монетизации. Например, смотрит, что люди покупают внутри игры, а что нет, и исходя из этого корректируют предложения или дают задачу гейм-дизайнерам других направлений поработать над юнитами и предметами.
Гейм-дизайнер — программист либо занимается программированием сам, либо контролирует технические аспекты. По-хорошему, большинство разработчиков игр должны разбираться и в программировании, и в компьютерных науках, и в математике.
В более крупных командах гейм-дизайнер может и не программировать вообще, но базовые знания все равно необходимо иметь, чтобы контролировать производство игры. Потому что если программист в команде делает что-то не то, гейм-дизайнеру будет трудно сообщить о проблеме. А с технической подготовкой они смогут поговорить «на одном языке».
Планирование и создание игрового дизайна. Частью обязанностей игрового дизайнера является определение эстетики игры. Такая работа может включать в себя создание базовых дизайнов персонажей, визуальных дизайнов среды. Здесь также будут приниматься технические решения, такие как: делать ли пиксель-арт, 3D-графику и так далее.
В некоторых случаях разработчики игр создают базовую концепцию, которую затем передают профессиональному гейм-дизайнеру, чтобы оформить её в удобный материал для создателей игрового контента.
Играем стильно
Если бы вы загрузили эту страницу, то ничего не увидели бы, потому что никакого стиля не применено. Я уже подготовил ссылку на файл main.css в своем HTML, поэтому помещу все CSS в новый файл с тем же именем. Первым делом я позиционирую все элементы на экране
Тело страницы должно занимать весь экран, поэтому сначала я уделяю внимание этому:
Во-вторых, мне нужно, чтобы арена была заполнена фоновым изображением (рис. 3):
Рис. 3. Фоновое изображение для арены
Далее я размещаю табло. Я хочу, чтобы оно находилось вверху по центру — поверх других элементов. Команда «position: absolute» позволяет разместить его где угодно и оставить там: 50% — позиционирует табло посередине верхней части окна, но начиная с самой левой части элемента табло (scoreboard element). Чтобы гарантировать точную центровку, я использую свойство transform, а свойство z-index обеспечивает, что табло будет всегда находиться поверх других элементов:
Я также хочу использовать текст со шрифтом в стиле ретро. Большинство браузеров позволяет включать собственные шрифты. Я счел подходящим шрифт Press Start 2P от codeman38 (zone38.net). Чтобы добавить шрифт к табло, я должен создать новое начертание шрифта (font face):
Теперь результаты (scores) находятся в теге h1, поэтому я могу задать этот шрифт для всех тегов h1. На случай отсутствия этого шрифта я предусмотрю несколько запасных вариантов:
Для других элементов я буду использовать таблицу изображений-спрайтов. Таблица спрайтов (sprite sheet) содержит все необходимые игре изображения в одном файле (рис. 4).
Рис. 4. Таблица спрайтов для Ping
Зачастую, прежде чем создавать игру, лучше всего нарисовать то, как она должна выглядеть.
Любому элементу, имеющему изображение в этой таблице, будет назначен класс sprite. Тогда для каждого элемента я буду использовать background-position, чтобы определить, какую часть таблицы спрайтов мне нужно показывать:
Затем я добавлю класс sprite ко всем элементам, которые будут использовать таблицу спрайтов. Для этого мне придется ненадолго переключиться на HTML:
Теперь мне нужно указать позиции каждого спрайта в таблице для каждого элемента. И вновь я буду делать это с помощью background-position, как показано на рис. 5.
Рис. 5. Добавление смещений для таблицы спрайтов
Свойство position: absolute в player, opponent и ball позволит мне перемещать их по полю, используя JavaScript. Если вы посмотрите на страницу теперь, то увидите, что к элементам управления и мячу прикреплены ненужные куски. Дело в том, что размеры спрайтов меньше 128 пикселей по умолчанию, поэтому я подстраиваю их под правильный размер. Мяч всего один, и я задаю его размер напрямую:
Элементов управления четыре (кнопки, которые пользователь может нажимать для перемещения своего игрока), поэтому мне следует создать для них специальный класс. Я также буду добавлять некий зазор, чтобы вокруг них было небольшое свободное пространство:
После добавления этого класса элементы управления в игре выглядят гораздо лучше:
Последнее, что нужно сделать, — позиционировать элементы управления так, чтобы они находились под большими пальцами пользователя, когда страница выполняется на мобильном устройстве. Я закреплю их в углах внизу:
Одна из приятных особенностей этого дизайна заключается в том, что все расположено в относительных позициях. То есть экран может быть самых разных размеров, а игра все равно будет выглядеть так, как задумывалась.
Сколько зарабатывают гейм-дизайнеры
Аналитик Wargaming Сергей Галенкин попросил читателей своего микроблога анонимно ответить на несколько вопросов для сбора статистической базы о зарплатах в геймдизайне и разработке игр. Данные подтвердила директор HeadHunter по СЗФО Юлия Сахарова. Результаты для разработчиков ПО и гейм-дизайнеров следующие:
- в Москве специалисты получают в среднем 85 тыс. руб., максимальный показатель — 145 тыс. руб.;
- в Санкт-Петербурге в среднем платят 70 тыс. руб., максимальный уровень дохода — 125 тыс. руб.
Старший гейм-дизайнер крупного стартапа рассказал онлайн-журналу The Village, что в месяц получает 80 тыс. руб. По его словам, на позиции Junior в Москве гейм-дизайнер получает 25-45 тыс. руб., Middle — 40-70 тыс. руб., Senior — 70-120 тыс. руб. или больше, если работать в крупной компании с большими инвестициями.
Самые высокие зарплаты у гейм-дизайнеров отмечаются в Московской и Ленинградской областях, республике Татарстан, по данным портала вакансий Trud.com
Оказаться в индустрии игр шанс есть у каждого, кто готов учиться. Но хороший гейм-дизайнер должен продолжать развиваться даже после получения престижной должности в одной из компаний-разработчиков.
Гейм-дизайнер: что за специалист?
Мнение эксперта
Екатерина Колоколова:
«За профессией гейм-дизайнера скрывается специалист, который занимается созданием игр. Ошибочно думать, что его действия и функции ограничиваются продумыванием внешнего вида героев или локаций. Скорее, это одновременно режиссер и продюсер всего проекта, который на основе сценария и совместно с остальными членами команды должен превратить идею в реальный продукт.»
Перед гейм-дизайнером стоит ряд задач:
разработка идеи игры — все начинается с фантазии, которая постепенно приобретает конкретные очертания. Перед началом работы в выбранном направлении работник должен проанализировать актуальность проекта. Для этого определяется целевая аудитория, анализируются ее интересы и потребности. Если у идеи прослеживается потенциал, продумываются варианты ее реализации;
создание концепции проекта — на этом этапе составляется дизайн-документ, в котором излагаются данные по ожидаемому типу и виду игры, ее особенностям. Сюда же заносятся краткие характеристики будущего творения, его сильные и слабые стороны. Составляется список сотрудников, которые должны быть привлечены к реализации идеи, ставится вопрос о финансировании;
внесение корректировок в дизайн-документ — гейм-дизайнер на этом этапе при необходимости вносит изменения в идею проекта или ее реализацию;
разработка продукта, составление технических спецификаций, реализация задумки и ее представление публике.
Направление гейм-дизайна пока только развивается. По этой причине представители этой профессии нередко не ограничиваются выполнением приведенных выше функций, а берут на себя дополнительные обязательства. В какой-то степени это даже становится плюсом, так как уменьшает количество споров по поводу выполняемых действий.
Гейм-дизайнер — специалист, отвечающий за разработку правил и содержания игрового процесса создаваемой игры. Его роль аналогична роли постановщика задачи в обычном программировании и режиссёра в кино.
Процесс создания типичной компьютерной игры:
подготовка к производству — на первом этапе создается концепция проекта, прорабатываются идеи его реализации, собираются средства, набирается рабочая команда, составляется план. Гейм-дизайнер ведет переговоры с художниками с целью утверждения графического стиля визуальной части или занимается этим самостоятельно;
PRE-ALPHA — создается дизайн-документ с подробным описанием всех особенностей игры, утверждается. Он изучается всеми специалистами в штабе разработчика, включенными в производственный процесс. Если ни у кого нет предложений и возражений, дизайн-документ отправляют на согласование с издателем;
запуск Альфа-версии — начало рабочего процесса, в ходе которого команда создателей должна реализовать разработанный план, заполнить игру содержанием. Это самый напряженный и плодотворный этап работы для гейм-дизайнера. Сотрудник самостоятельно или путем регулирования работы художников создает саму игру и доводит до совершенства ее художественную составляющую. По мере реализации плана проводятся запуски демо-версий, которые позволяют оценить проделанную работу, создать основу рекламы проекта;
запуск Бета-версии — тест, который необходим для проверки внешнего вида конечного варианта игры, ее соответствия техническим требованиям. На этом этапе гейм-дизайнер работает в тандеме с дизайнером миссий. Совместно они принимают решение о возможности окончательного запуска программы, при необходимости вносят в нее коррективы;
релиз — выпуск игры после завершения всех этапов ее тестирования и отладки. Гейм-дизайнер в этой части работы участия уже не принимает;
техническая поддержка — даже самые совершенные компьютерные игры, которые неоднократно проверялись специалистами, редко работают без багов, ошибок, недочетов, сбоев. Устранением проблем путем установки патчей занимается специальная команда техников. Гейм-дизайнеры к процессу подключаются в исключительных случаях.
Игровой бизнес управляется двумя видами компаний. Разработчики занимаются техническими моментами реализации проекта (в эту команду входят гейм-дизайнеры). Издатели отвечают за представление публике готового продукта и его продвижение. Все чаще на рынке возникают организации, которые сочетают такие функции. Это упрощает рабочий процесс, исключая необходимость налаживания контакта, согласования финансовых вопросов.
Плюсы и минусы профессии гейм дизайнера
Плюсы |
Минусы |
|
|
Где учиться геймдизайну?
Если после прочитанного вы все еще хотите обучаться геймдизайну, знайте, что хотя многие вещи можно освоить самостоятельно, формальное образование не помешает.
Так, в Высшей школе экономики действует программа бакалавриата «Геймдизайн и виртуальная реальность». Здесь студенты проходят разные этапы разработки игр: учатся оформлению первоначальной идеи, создают сюжет, игровые сценарии, думают, как монетизировать будущий продукт.
В Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна есть программа бакалавриата «Анимация и графика компьютерных игр». Тут студенты больше сосредоточены на освоении технических программ, изучают основы веб-дизайна, техники графики, рисунка, принципов создания окружения и т.д.
Курсов по этой интересной профессии тоже большое количество
При выборе обращайте внимание на экспертизу преподавателей, сколько учеников в группе, сколько лично вам будет уделяться времени. Важный фактор также – есть ли последующее трудоустройство или хотя бы практика
Вот список книг, которые подойдут для начального уровня:
- Tracy Fullerton (Трейси Фуллертон) «Game Design Workshop: A Playcentric Approach to Creating Innovative Games».
- Jesse Schell (Джесси Шелл) «The Art of Game Design: A Book of Lenses».
- Steve Swink (Стив Свинк) «Game Feel: A Game Designer’s Guide to Virtual Sensation».
- Scott Rogers (Скотт Роджерс) «Level Up! The Guide to Great Video Game Design».
- Raph Koster (Раф Костер) «Theory of Fun for Game Design».
Какие бывают гейм-дизайнеры?
Простейшую игру с минимальным количеством опций гейм-дизайнер может создать и самостоятельно. Для запуска финансово выгодного и конкурентного продукта к процессу придется привлечь внушительный штат профессионалов.
Нередко именно гейм-дизайнер выступает среди них в качестве связующего звена, в результате чего от его действий зависит успех всего проекта.
Полноценная команда создателей игр обычно представлена следующими специалистами:
программист — отвечает за написание программного кода, без которого невозможна реализация искусственного интеллекта и физики игры;
сценарист — прописывает тексты, которые ложатся в основу игрового сценария. Это неотъемлемая часть проектов приключенческого, ролевого, смешанного типа;
аниматор — сотрудник, «оживляющий» визуальную картинку игры. Это творческий техник с бесконечным воображением, который и должен превратить внешний вид проекта в полноценный мир;
группа сотрудников, отвечающих за звук — в нее входят музыканты, звукорежиссеры, композиторы. Они занимаются музыкальным сопровождением игры, наложением аудио-эффектов. Отдельно стоят актеры озвучивания, которые воспроизводят тексты персонажей. В масштабные проекты с этими целями приглашают звезд, которые делают голоса героев узнаваемыми и привлекают к проекту больше людей;
дизайнеры — считаются творцами всего виртуального мира конкретного проекта. Они не просто создают картинки, которыми потом оперируют аниматоры (этим вообще обычно занимаются художники), а моделируют всю вселенную. На их ответственности продумывание сюжетных линий, правил, игровой структуры, особенностей прохождения определенных уровней и т.д.;
испытатель — сотрудник, который проходит игру, оценивая общее впечатление, занимаясь поиском слабых мест, несоответствий, ошибок.
Гейм-дизайнер также должен иметь представление об основных платформах, для которых создаются игры, и знать, какие инструменты и технологии могут понадобиться.
Сегодня многие перечисленные направления разбиваются на узкие профили. В частности, вот основные позиции гейм-дизайнеров:
нарративный — интегрирует повествование, делая его плавным, четким, понятным, без противоречий. Он закладывает основу диалогов, описаний, внутриигровых действий и событий, информационных материалов. От качества его работы зависит органичность проекта, его восприятие потребителем;
балансер — специалист по экономической составляющей игры. Он продумывает особенности внутренней валюты проекта, методы ее применения, способы привлечения к ней внимания игроков;
дизайнер уровней — отвечает за окружение, архитектурные особенности виртуального мира, миссий и квестов на различных уровнях игры. Даже если проект на первый взгляд представляет собой один бесконечный уровень, этот сотрудник должен сделать так, чтобы интерес игрока к происходящему на экране не снижался;
Team Lead — высшая позиция в иерархии гейм-дизайнеров. Ее представитель принимает основные решения по реализации концепции игры. Обычно он тесно контактирует с автором идеи или продюсером проекта, согласовывая какие-то моменты и донося информацию до исполнителей.
Опытный гейм-дизайнер может занимать любую из перечисленных позиций или самостоятельно закрывать их все. Учитывая растущую сложность игр, все чаще на такие должности назначают отдельных профессионалов. Один человек физически не сможет справиться с огромным объемом такой работы.
Плюсы профессии
Игровая индустрия, киберспорт в целом и гейм-дизайн как их неотъемлемое направление в частности относятся к профессиям будущего, что уже добавляет им привлекательности. Если же говорить о создании игрового мира (что и делает дизайнер), то к преимуществам такой работы стоит отнести:
- идеальный баланс технической и творческой составляющей (работа интересная, в нише точно не придется скучать);
- горизонты для профессионального развития (это создание в чистом виде — отличное поле для самореализации, возможность вписать свое имя в историю гейминга);
- востребованность (если программистов просто не хватает, то квалифицированные гейм-дизайнеры на вес золота);
- значимая роль в проекте (дизайнер придумывает сюжет, вершит судьбы персонажей, творит настроение игрока, рисует целую параллельную вселенную);
- высокие доходы (о них чуть ниже).
Минусы
В любом направлении есть особенности, которые для кого-то становятся недостатками. И гейм-дизайн их тоже не лишен.
Он требует максимальной вовлеченности, широкого спектра умений (здесь нужно не только хорошо знать психологию аудитории, но и суметь донести до тех, кто будет реализовывать проект, идеи и правила). Нельзя недооценивать и обратную сторону перспектив будущей славы. Жесткая критика всегда идет рука об руку с успехом. То есть стрессоустойчивость крайне важна.
Перспективы заработка: сегодня и через годы
В крупных городах России эксперты по гейм-дизайну получают от 70 до 150 тыс. рублей. В регионах зарплата такого специалиста от 50−60 тыс. Но это на первых порах. Создав себе имя, профессионал гейм-дизайна может зарабатывать от 200 тыс. в месяц и больше. И все это, не считая перспектив организации собственной студии, которая может приносить миллионы.
По состоянию на 2021 год, рынок игровой индустрии оценивается в 150 млрд долларов. Учитывая, что он растет примерно на 20% ежегодно, несложно представить, как быстро увеличивается потребность в специалистах по гейм-дизайну. А понимая, что их даже на Западе острая нехватка, можно смело предполагать, что стоимость их услуг будет только увеличиваться.
По предварительным прогнозам, к 2025 году средний доход гейм-дизайнера в западных странах может достичь 4−5 тыс. долл. в месяц. В России — 110−120 тыс. рублей (и это еще не высший квалификационный уровень).
Чтобы сделать игру, вы должны пройти 6 этапов разработки: Разработка идеи. Арт. Программирование. Звук. Шлифовка. Публикация.
Каждый из этапов я структурировала следующим образом:
- Совет. Здесь, я буду давать вам советы, основываясь на своем и чужом опыте.
- Ресурсы. Также, я буду прикреплять ссылки на те или иные ресурсы, которые будут вам наиболее полезны.
Этап №1: Разработка идеи
Совет
У вас есть отличная идея! Как вы ее запишите?
Каждый рано или поздно найдет для себя наиболее подходящий способ записи: кто-то будет писать 60-страничные проекты и документы, а кто-то, как я — писать кучу заметок на одной странице, понятные мне одной. Я не знаю, какой способ вы выберете, но я могу дать вам несколько советов о том, что нужно прописывать:
Изюминка. Почему вы считаете идею своей игры превосходной? Для меня это наиболее важный пункт в проекте. Как только вы определитесь с «изюминкой» вашей игры — прописать оставшиеся пункты проекта не составит вам большого труда! Ваша игра заставляет над чем-то задуматься? Может быть она скандальна? Или же это ремейк классики прошлого? Или это нечто новое, что никто и никогда не разрабатывал?
Механика. Что, как и с какой целью делает ваш игрок — это и есть геймплей вашей игры. Например: клавиши QWOP могут использоваться для простого перемещения или общения в «мистическом чате» игры, но также они могут быть использованы для составления множества боевых комбинаций, как в игре «Dwarf Fortress».
Сюжет. Какую историю вы хотите рассказать всем тем, кто будет играть в вашу игру? Какие эмоции они будут испытывать? У каждой игры есть своя история. Если сюжет вашей игры не так очевиден — придумать ее сможет и сам игрок. История может быть придумана в игре про числа «2048». Игрок, играя в популярную стратегию «Civilization», может сам придумать историю становления своего государства. Даже в игре «Monument Valley», с ее безмолвием, каждый додумывает свою историю. Подумайте, какую историю расскажет ваша игра?
Настроение
Какое впечатление окажет ваша игра на игроков? Каково будет ее графическое оформление? Какой звук? Первое впечатление об игре очень важно — игра может «зацепить» пользователя с первых минут и в итоге он будет играть в нее и дальше. Возможно вы сделаете вашу игру в стиле ретро: с пиксельной графикой и музыкой в стиле ретро-вейв
А возможно, вы выберете ультра-современный дизайн, с плоской геометрией объектов, «чистыми» текстурами и инструментальной музыкой.
*Сложно придумать хорошую идею для игры? На этом этапе всем нам бывает очень сложно что-то придумать. Что же делать?
- Присоединяйтесь к игре hackathon/jam. Вам и другим участникам будет поручено сделать игру за короткий промежуток времени. Во время участия в хакатоне вы встретите единомышленников, которые будут поддерживать и помогать вам. А что насчет творческого волнения и конкуренции во время работы? Все это благоприятно скажется на вас и на ваших навыках! Не знаете с какой площадки начать? Рекомендую попробовать Ludum Dare — одну из самых больших площадок для разработчиков!
- Записывайте все свои идеи! Я и многие другие разработчики, которых я знаю, записываем все свои идеи. Таким образом, когда вы не сможете ничего придумать, вы сможете вернуться к своим старым идеям и мыслям и что-то из них почерпнуть!
Когда вас неожиданно посещает муза или появляется вдохновение — отложите свои дела и запишите все мысли и идеи! И когда вы впадете в творческий ступор, вам не придется высасывать идеи из пальца.